|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Интервью  //  Общество  
Как быть с хиджабами, кипами и крестиками?
Как быть с хиджабами, кипами и крестиками?

Профессор Зинаида Васильевна Сикевич
Ирина БОГДАНОВА // АН No. 45 (337). 22.11.2012

На вопросы корреспондента «АН» отвечает профессор факультета социологии СПбГУ, доктор социологических наук, зав.лабораторией этнической социологии и психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ Зинаида Васильевна Сикевич

- Зинаида Васильевна, после ставропольского случая и у нас закипели страсти вокруг хиджабов. Одни называют это проверкой государства на прочность, другие подспудным национализмом, третьи формой этнического конфликта, четвертые, ссылаясь на Конституцию, требуют нейтрального отношения к демонстрации символов религиозной принадлежности. А как вам видится вся эта ситуация?

- Начать бы мне хотелось с общественного мнения по этому поводу. Мнения, которое зачастую игнорируется и в комментариях, и во всякого рода программах и стратегиях по национальному вопросу.

На сайте ИА Росбалт я задала вопрос об отношении к ношению хиджабов в российских средних школах. На данный момент (28 октября) на вопрос ответило 1845 чел. Понимая, что любой интернет-опрос не репрезентирует позиции всех социальных групп, и даже не всех пользователей сети, а только наиболее активной политизированной ее части, тем не менее, обратимся к его промежуточным результатам.

Наименьшее число респондентов (по 2%) предпочли ответы: «пусть каждая школа решает этот вопрос самостоятельно» и «девочки – мусульманки должны одеваться согласно предписаниям своей религии».

9% опрошенных полагают, что «каждый имеет право одеваться как хочет», а 14% допустило бы «ношение хиджабов только в национальных республиках, где мусульман - большинство».

И наконец, почти три четверти участников опроса (73%) уверены в том, что подобная практика в светском учреждении недопустима.

Конечно, подобное мнение можно было бы игнорировать. Во-первых, в силу недостаточной представительности опроса. Во-вторых, по причине сложившейся у части нашей элиты убежденности в том, что любое условное «большинство» в России, заявляющее о себе на выборах или в ответах на вопросы социологов, по определению барахтается в болоте традиционного и «совкового» консерватизма и, следовательно, оглядываться на него совершенно не обязательно. Однако второе возражение, образно говоря, от «лукавого». Вряд ли интернет – пользователи - наиболее инертная масса российского общества.

Дело в другом. С учетом того, что русские все еще составляют почти 80% населения России, очевидно, что в ответах на этот вопрос доминирует, прежде всего, мнение русских – национального большинства государства.

Теперь – к тем конкретным мотивам и следствиям, которые вы обозначали. Мне бы хотелось заострить внимание на первом из них. Можно ли считать этот случай проверкой на прочность государства?

В какой-то степени, да. А именно: до какого предела можно дойти в стремлении преодолеть как будто закрепившуюся в государственных институтах и в сознании граждан модернизацию, начало которой было положено на рубеже XIX - ХХ вв. переходом европейского общества от традиционного образа жизни к современному его состоянию. Иными словами, повернуть вспять социальное развитие.

В ходе недавней передаче «Прямого эфира» (5 канал), посвященного этой же проблеме, московский журналист в свойственной ему агрессивной манере убеждал присутствующих, что религиозные обычаи насильно уничтожала исключительно «нехорошая» советская власть и пора-де отказаться от этого дурного наследия. Но… хотелось бы напомнить, что ровно то же самое в отношении хиджабов и прочей внешней исламской атрибутики делал примерно в то же время турецкий лидер Кемаль Ататюрк, в мусульманском Узбекистане по сей день девушки ходят с многочисленными косичками и в тюбетейках, хотя советской власти уже нет больше 20 лет.

Но если снятие хиджаба в 20-ые гг. есть насилие, то разве не насилие возвращение к хиджабу после 70 лет его отсутствия? Может быть, стоит об этом спросить самих мусульманок, причем в отсутствие их отцов, мужей и братьев?

Конечно, хиджабы – это частность. Но на фоне того, что в Махачкале во время рамадана по свидетельству очевидца, взорвали кафе, работавшее в светлое время суток, и глоток воды в общественном месте до захода солнца чреват серьезным ущербом здоровью, а в Чечне основы ислама вводятся в детских садах, - то «частный случай» в Ставрополье превращается скорее в тенденцию ремодернизации, а не просто нелепое исключение.

Причем речь не идет об одном лишь исламе, будем справедливы. И Московский патриархат считает допустимым для себя устами отдельных ревнителей благочестия нередко вмешиваться в светскую жизнь. А если говорят о необходимости православных народных дружин, почему бы не завести в национальных республиках – исламские?

Надо понимать, что любое действие в такой противоречивой и «хрупкой» сфере как межнациональные отношения неизбежно вызывает действие ответное.

Общая тенденция клерикализация жизни, которая, на мой взгляд, в России нарастает, особенно в условиях традиционной полиэтничности и многоконфессиональности государства, до добра не доведет.

В данном конкретном факте я лично не вижу проявления подспудного национализма ни с одной из оппонирующих сторон (учителя contra родители девочек – мусульманок), вообще с так называемым национализмом, а правильнее ксенофобией, у нас дело обстоит не так плохо, как это пытаются иногда представить отдельные политики и СМИ.

Все же ксенофобия – это неприятие представителей какой-то этнической группы как таковых. В то же время данные исследований, в частности, моей лаборатории уже на протяжении лет десяти неизменно показывают, что отвержение касается не всего народа, а какой-то его части. К трудовым мигрантам часть людей испытывает антипатию вовсе не потому, что они – киргизы или таджики, а потому, что режут барана в «моем» дворе и «мой» ребенок плачет при виде этого. К выходцам с Кавказа относятся подчас негативно не потому, что они чеченцы или аварцы, а потому, что стреляют на свадьбах в Москве, как это принято в их горном ауле.

Иными словами, речь идет не о национальной принадлежности отвергаемого, а о его социальном поведении. Это специально стоит подчеркнуть.

К сожалению, и в этом вы правы, подобные факты могут стать предпосылкой этнического конфликта, но только если его специально раздувать. Именно этим, на мой взгляд, сегодня занимаются некоторые средства массовой информации, в частности, упомянутая мною передача на 5 канале, когда экспертами в столь деликатном вопросе становятся эпатажные журналисты и депутаты ЗАКСа в компании с директором школы и казаками на фоне отсутствия хоть одного ответственного и компетентного специалиста по национальным и конфессиональным проблемам.



- Главный аргумент противников хиджабов тот, что у нас светское государство. Но, как представляется, понимание того, что такое светское государство весьма вариативно. Приверженцы религиозных конфессий приравнивают светское государство к воинствующему атеизму. Что такое светское государство на ваш взгляд?

- В действительности ответ чрезвычайно прост. Светским является то государство, в котором церковь от него отделена и существует как автономный институт, связанный, прежде всего, с традиционной культурой. Но это формальное положение.

В реальности в России церковь всегда была тесно спаяна с государством, фактически обслуживала ее интересы, особенно с времен петровских реформ, когда патриархат был заменен Священным Синодом и управлялся царским назначенцем. После 1917 г. патриархат, как известно, был возрожден, однако до поры – до времени церковь находилась в опале, потому что не могла «работать» на новую идеологию. Случайно ли о ней вспомнили во время войны, когда людям на фоне общенародной трагедии понадобилось то духовное утешение, которое не могла обеспечить рациональная большевистская доктрина? После войны, за ненадобностью, церковь опять «задвинули», чтобы вновь о ней вспомнить после начала перестройки. Удачно подгадала дата – тысячелетие введения христианства на Руси.

С этого момента церковь вновь заняла свое привычное место в государственной истории и, добавим, иерархии России как гарант духовного единства нации.

Но, как мне кажется, в начале этого процесса благополучно забыли о том, что при безусловном доминировании русского христианского населения в стране живут и мусульмане, и иудеи, и буддисты. И было бы странно, если бы наряду с православным возрождением не началась, причем незамедлительно, такая же, условно говоря, религиозная мобилизация и в исламской среде, на которую, по-моему, никто не рассчитывал. И все заверения с высоких трибун о многоконфессиональности России не могут не подстегивать этот процесс в исламской среде, которая сегодня, выражаясь словами Л.Н.Гумилева, чрезвычайно пассионарна.

Как рассуждает часть исламской общественности России? Если русские дети ходят с крестами, почему нашим девочкам не ходить в хиджабах? И в этом случае для них неважно то, что крестики нательные и они не относятся к демонстрационной атрибутике, к тому же христиан неизмеримо больше, чем мусульман, - а хиджаб не только выглядит по меньшей мере странно в современной школе, но к тому же фактически исключает занятия части девочек физкультурой. Это как бы детали, потому что, если разрешается одним, то почему запрещено другим?

И можно сколько угодно произносить заклинания о светском характере образования, точка возврата уже пройдена. Особенно, я повторюсь, потому, что в нашем государстве религия традиционно воспринимается не как институт культуры, а составная часть государственной машины. И все возражения по поводу того, что это-де относится только к православию как к доминирующей конфессии расходятся с параллельными заявлениями о пресловутой многоконфессиональности. Либо так, либо этак. В этом случае обычный ответ в социологических опросах «в чем-то да, в чем-то нет» не подходит.



- Не кажется ли вам, что толерантность, которую усиленно, но пока безуспешно пытаются насаждать, является какой-то однобокой? Толерантности требуют от большинства, но не от меньшинств. Свадьбы со стрельбой в центре Москвы или лезгинка у памятника Неизвестному солдату не могут не раздражать. Требуя уважения к себе, меньшинства не утруждают себя уважением к нормам и привычкам большинства, среди которого проживают.

- Вашу позицию относительно толерантности я полностью разделяю. Не может быть однонаправленной толерантности. Да, большинство должно быть толерантно к меньшинствам, но и меньшинства должны быть толерантны к этому большинству. Причем это в равной степени относится к любым меньшинствам, не только к национальным и религиозным.

Я согласна с тем, что большинство людей с традиционной сексуальной ориентацией должно быть толерантно по отношению к «нетрадиционному» меньшинству, но, на мой взгляд, гей-парады демонстрируют как раз интолерантность их участников к людям доминирующей ориентации, которая ими игнорируется.

Все дело в том, что теория и практика толерантности пришла к нам из современной европейской системы ценностей, из мира мультикультурализма, который на протяжении нескольких десятков лет считался панацеей от этнокультурной нетерпимости.

Сегодня и Франция, и Германия устами своих лидеров фактически признали несостоятельность доктрины мультикультурализма, которая идет в паре с односторонней толерантностью, прежде всего, потому, что практика этой идеологии незаметно приводит к ущемлению прав большинства.

А мы, как обычно, бездумно повторяем чужие, к тому же неочевидные, рецепты. Это вообще, к сожалению, наша национальная черта. Сначала что-то перенять, а потом задуматься над тем, стоило ли перенимать и правильно ли мы вообще поняли выписанный нам рецепт.

Не вызывает сомнения, что взаимная терпимость – залог успешного межэтнического и межкультурного взаимодействия. Но я не случайно использовала понятие «терпимость» вместо «толерантности». Это, я думаю, не одно и то же. Толерантность – это внешняя форма «правильного» поведения в современном обществе. К примеру, не называть чернокожего человека негром, а африканцем или афроамериканцем. . Терпимость – глубже, это понимание того, что все люди разные, но это не должно мешать доброжелательному взаимодействию. В СССР люди не были толерантны в западном значении этого слова, но именно у нас было наибольшее число межэтнических браков (по переписи 1989 г. каждая пятая советская семья была смешанной по этническому составу).

При своем весьма критическом отношении к многим чертам советского прошлого, не могу не признать, что так называемый советский интернационализм был, условно говоря, дорогой с двусторонним, а не односторонним движением как нередко бывает сегодня. Вспомните, к примеру, некогда популярный фильм о любви русской свинарки и пастуха – горца, которая благополучно завершилась свадьбой. А ведь это не пропаганда. Когда-то брак русской с узбеком, или русского с кабардинкой не выглядел так уж невероятно. Сегодня многие из этих браков распадаются. Не потому ли что конфессиональное различие стало важнее человеческих отношений?

Но зато мы сегодня толерантны к меньшинствам.



- События последнего времени, начиная с Кондопоги, свидетельствуют о столкновении культур, от чего недалеко и до религиозных столкновений. Каков выход? Опыт Европы показывает, что толерантность здесь не работает. Как уживаться в нашей большой коммунальной квартире?

- В том-то и дело, что у нас сегодня коммунальная квартира и те, кто постарше и сами жили в таких квартирах, еще хорошо помнят кухонные свары и утренние очереди к единственному умывальнику.

А я себе представлю наше сообщество как хороший крепкий дом с отдельными квартирами, но с общим двором, с общей детской площадкой и общим детским садом. Дом, в котором люди дружат семьями и готовы порониться между собой.

Конечно, как любой образ, и это всего лишь «голубая мечта», которая достижима разве что в перспективе.

У нас часть либеральной интеллигенции любит кивать на Запад как некий эталон решения любых проблем, в том числе, и национальных. А как же быть с Шотландией, которая инициировала референдум об отделении? Или с Каталонией, которой этот референдум запретили, но по данным социологов. более двух третей каталонцев хотели бы жить в добрососедстве, но отдельно от испанцев. Я уж не говорю о Бельгии, где единство сохраняется скорее по инерции, чем по выбору фламандского общества.

Я не случайно привела в пример те случаи, где речь идет не о мигрантах, а о собственных национальных меньшинствах так же, как в России.

Тем не менее, опыт Европы нас многому учит и, прежде всего, неукоснительному исполнению закона. Т.е. все вероятные коллизии такого пестрого в этническом и конфессиональном смысле государства, как наше, должны быть прописаны правовым языком, и отступление от правовой нормы должно жестко караться. Но это предполагает и правосознание, как самих граждан, так и представителей органов власти.

По-моему, ни для кого – не секрет, что тысячи мигрантов нелегально трудятся в России, потому что кто-то кому-то хорошо заплатил. Точно так же отдельные межэтнические микро-конфликты нередко решаются в пользу того, у кого есть связи и деньги. К чему это приводит? К правовому нигилизму и к уверенности в том, что все дозволено, потому что всегда найдется человек, который «возьмет» и поможет выкрутиться. Это только в пословице «черного кобеля не отмоешь добела». В реальности, в условиях коррупции и правового беспредела, его легко можно превратить в белого пуделя.

Вот в этом и есть кардинальное отличие нас от Европы. Там точно такие же проблемы. Поэтому неправда, что межэтническая напряженность зависит от экономического состояния общества, его стабильности. Разве Великобритания или Бельгия – нестабильные государства с высоким уровнем бедности? Просто в западном обществе утвердился Закон, которому, желая того или нет, вынуждены подчиняться не только коренные меньшинства, но и мигранты. В противном случае они рискуют быть депортированными.

А нам «закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло».



- Понятие титульной нации исключено из законодательства Российской Федерации как имеющее, по сути, декларативный характер и юридически некорректное. Но наш президент заявил, что 80% страны относят себя к православным, так, может быть, имеет смысл говорить и о титульной нации?

- Понятие «титульная нация» имеет право на существование как научный термин, но… используется он далеко не повсеместно, имея в виду страны ЕС. В нашей литературе он стал уже привычным, звучит в речах и первых лиц государства.

В то же время недавно мне пришлось просмотреть проект государственной национальной политики, который должен быть принят до конца года. Так вот среди понятий, описывающих межнациональные отношения в нашей стране, этот термин отсутствует.

В действительности, с титульной нацией не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Либо мы закладываем идею формирования общероссийской гражданской общности и тогда использование этого термина реально работает «против» этой цели. Либо мы стоим на позиции, что Россия – это государство, прежде всего, русского народа, а другие народы рассматриваются в контексте национальных меньшинств.

Но во втором случае надо частично менять Конституцию. А делать реверансы и в сторону «имперцев», и русских националистов опасно.

Проблема заключается в том, что у нас реально сложилось определенное противоречие между декларируемыми целями (общероссийская надэтническая идентичность) и типом государственности – федерацией.

Многие любят ставить в пример США, где действительно сложилась единая гражданская нация. Но не будем забывать о том, что все американцы, кроме индейцев и эскимосов, мигранты разных лет, а это существенное отличие. К тому же США в национальном отношении государство унитарное, а не федеративное как Россия.

Наличие национальных республик как политических субъектов государства не может не препятствовать формированию надэтнической общности. Эта коллизия была заложена еще национальной политикой большевиков, превративших унитарное «тело» Российской империи в лоскутное одеяло множества союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов. На мой взгляд, идея советского народа с самого начала была обречена на неудачу как раз по этой причине. Советскими людьми граждане СССР чувствовали себя в разной степени, что и привело к распаду государства. Считаю, что этнический фактор распада СССР недооценивается до сих пор. Иначе современная Россия вряд ли бы «наступала на те же грабли».

Дело не в названии, титульная нация – мы, русские, или просто национальное большинство. Пока мы не научимся уважать не только друг друга, но и самих себя, не обретем чувства собственного достоинства (а этим чувством, кстати, в полной мере обладают те же выходцы с Кавказа), причем это относится не только к рядовым гражданам, но и к работникам правоохранительных органов и миграционных служб, все останется как есть, как бы красиво мы себя не называли.



- И все-таки, как решать проблему хиджабов на уровне школы? Предлагаются различные выходы из сложившейся ситуации, скажем, ввести школьную форму, которую по Уставу школы нельзя нарушать, или создать специализированные конфессиональные школы. Каково ваше мнение?

- На этот вопрос ответить проще всего. Возможны все три варианта: и решение оставить за школой, и ввести школьную форму, и открывать специальные конфессиональные школы. Важно не это. Надо принять определенный закон или подзаконный акт, не знаю, как точно это назвать, я – не юрист, чтобы проблема решалась унифицировано на всей территории Российской Федерации, а школа в лице директора или родительский комитет могли всегда сослаться на четко прописанную правовую норму.

Если вас интересует мое субъективное мнение, то я бы отдала предпочтение введению единой школьной формы с перечислением всего того, из чего она состоит. В национальных республиках с преобладанием мусульманского населения по решению родительских комитетов я бы разрешила головные платки как атрибут традиционной культуры. Кстати, ведь и казачки когда-то ходили с покрытыми головами.

Возможно, стоило бы пойти по пути некоторых европейских стран, где в школах запрещено ношение любой религиозной атрибутики, включая крестики. Тогда мусульмане не смогут аппелировать к неравному положению конфессий.

Впрочем, это очень деликатная проблема, предполагающая продуманное, непротиворечивое и, главное, комплексное решение в пределах всего спектра межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране.

Убеждена, что этот путь будет долгим и не безболезненным, слишком уж нас обременяют вериги прошлых ошибок и противоречивых решений.

©  АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ. Санкт-Петербург

Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/27958

//  Общество
  Масленица в музеях Ленобласти
  Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
  Россияне охотнее всего помогают бездомным людям, которые потеряли жилье из-за мошенников, и реже всего тем, кто освободился из мест лишения свободы
  Ночлежка запустила кампанию «Делаем больше» в партнерстве с креативной школой mads
  В Севкабель Порту открылась новогодняя благотворительная выставка «Как я могу помочь?»
  Зафиксирована рекордная смертность бездомных
  Ночлежка закрывает ресторан «Хобо» в Петербурге (бывший «Вход с улицы»)
  Женщины чаще мужчин руководят семейным бюджетом, но добытчик по-прежнему мужчина
  Ночлежка и Stone открывают реабилитационный приют для бездомных женщин с зависимостью
  Миронов предложил ввести рейтинг для чиновников
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Зашел в гости
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru