Мостик к медалям
Между школьным спортзалом и крупнейшими соревнованиями на уровне Олимпиады, несмотря на видимую огромную дистанцию связь все-таки есть - убежден Константин Тхостов, директор лицея № 369, председатель петербургского отделения Всероссийского педагогического собрания.
- Роль первого наставника очень важна. Если учитель умеет распознать способности ученика в каком-то виде спорта, подсказать родителям, что именно стоит развивать, то в конечном итоге этот ребенок может стать чемпионом. Во всяком случае, не потеряет интерес к физкультуре и спорту в обычной жизни. Не надо забывать и о тех людях, которые работают в сфере дополнительного образования, ведут секции. Это кстати, позволяет черпать кадры и для спортшкол, что в итоге, приводит к спортивным успехам города и страны – пояснил он в интервью «АН».
По словам собеседника издания, девочки, которые занимаются баскетболом в его лицее, входят в сборную Санкт-Петербурга. Есть даже такой ученик, который несмотря на свой юный возраст, уже завоевал два чемпионских титула в своей возрастной категории. А именно, по карате (чемпион мира) и по шахматам (чемпион Санкт-Петербурга). Зовут его Даниил Белогаев.
Другой пример привела Людмила Ростомашвили, декан факультета адаптивной физической культуры Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга.
- Много лет я работала учителем физкультуры в школе для слабовидящих детей. Как-то раз, один из наших учеников, Саша, пришел к финишу на кроссе одним из последних, поскольку много болел до этого. Стоит в сторонке, и чуть не плачет. Я подошла к нему и сказала, что он установил личный рекорд - пробежал на 2 секунды быстрее, чем в прошлый раз. Легкоатлетом Саша Голинтовский не стал, однако занялся плаванием, и в прошлом году завоевал на Паралимпиаде в Лондоне две бронзовых медали - рассказала она нашему изданию.
Как признался сам Александр, он этой истории совершенно не помнит. Тем не менее, совершенно согласен, что от учителя физкультуры в школе зависит очень многое.
Зачем нам это?
Введя поисковый запрос в социальной сети, получаем сразу два вида сообществ. Одни принадлежат ненавистникам школьной физкультуры, другие – ее любителям.
Упражняясь в остроумии и прилюдно «плачась в жилетку» подростки не стесняются в выражениях, обсуждая все, что можно обсудить. Это и занятия нескольких классов в одном спортзале, и сложные нормативы, которые при невыполнении портят успеваемость и вызывают насмешки со стороны. По результатам небольшого анонимного опроса, проведенного в одной из групп, больше всего раздражает детей необходимость выполнять те самые нормативы и…переодеваться в спортивную форму. Достается и самим физрукам, которые, если верить школярам, порой откровенно издеваются над ними. Главный же вопрос, который сквозит через многие комментарии: «Зачем нам это?»
В зал – вместо медкабинета
Один из ответов дает Людмила Ростомашвили.
- Физкультура в школе – вопрос очень серьезный. Особенно это актуально в гимназиях и лицеях, где на ребенка сваливается большая учебная нагрузка. В результате, портится зрение, развивается гиподинамия. Если в первый класс ребенок приходит относительно здоровым, то уже к 6-7 классу выявляется масса болезней – констатирует декан.
Многие дети, как отмечает она, сейчас ослаблены и по биологическому возрасту не соответствуют возрасту реальному. Группы адаптивной (лечебной) физкультуры при этом есть далеко не везде.
Но и во взрослой жизни, неподготовленного физически человека могут ждать совсем уж неприятные сюрпризы.
- Травматологи говорят, что перелом шейки бедра раньше был свойственен лишь пожилым, теперь он сильно «помолодел» и может произойти даже у тридцатилетнего человека – утверждает Виктор Андронов, руководитель движения «Энергия жизни», известного в городе проведением массовых зарядок.
Наш собеседник убежден: физкультура должна быть понятной (надо осознавать, зачем ты это делаешь) и может быть интересной. Во всяком случае, уже доказано, что при беге на средние дистанции вырабатываются гормоны счастья – эндорфины.
Что касается школы, то от учителя физкультуры зависит много, но далеко не все - комментирует Михаил Воробьев, преподающий этот предмет в школе № 78 Калининского района - Наше влияние может быть достаточно большим, однако отношение ребенка к физкультуре и спорту складывается из многих факторов. Это и личная подготовленность ученика, и пример родителей, и настрой друзей. Плюс - успехи команд и отдельных спортсменов на уровне города и страны. |