Зато Новый Рижский театр и режиссер Алвис Херманис подарили 6 и 7 октября публике удивительную постановку «Обломов», которой название «Русские» подошло бы как никакое другое. В более чем реалистических декорациях (характерная мебель позапрошлого века, круглая печь, подкопченная лепнина высокого потолка, засаленные обои, огромные двустворчатые двери, выкрашенные некогда белой краской, подзоры и вышитые наволочки) перед зрителями с юмором и без стеснения выворачивается «на левую сторону» искомая загадочная русская душа. Она, оказывается, способна лишь мечтать и строить прожекты, тратить силы на утопические планы и эмоции, и абсолютно, абсолютно не способна ни к какому на свете действию, если не считать за таковое доброту, которой в герое Гундарса Аболиньша (на фото) даже с избытком. Обаяние доброты бездеятельного Ильи Ильича настолько велико, что даже рациональный Штольц в финале спектакля возьмет и приляжет на опустевший уже диван Обломова – словно попытается занять его место, взглянуть на мир его глазами. А Обломов-Аболиньш – всего лишь так и не повзрослевший ребенок, постоянно прячущий голову в песок. И, как все дети, он хочет повзрослеть, но безумно этого боится, потому что любые взрослые шаги и поступки неминуемо влекут за собой ответственность. А окружающие взрослые принимают этот страх, приводящий к постоянному бегству от реальной жизни, за лень…
Впереди еще знакомство с работой Государственного Вильнюсского малого театра - пьесой Максима Горького в постановке Кирилла Глушаева под названием «Мать. Васса Железнова». Жестокую трагедию распада семьи можно увидеть 10 октября. Люк Персеваль и гамбургский театр «Талия» 12 октября предъявят роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы» с точки зрения Алеши Карамазова на саморазрушающийся мир. 13 октября – опять Горький, «На дне» в постановке Оскараса Коршуноваса, который затеял односторонний… диалог актеров со зрителями на предельно близком расстоянии. И, наконец, в значительном отрыве от основных событий фестиваля, 19 и 20 ноября будет показан спектакль московского театра им. Евгения Вахтангова «Евгений Онегин» - красивейшая постановка литовского режиссера и ныне худрука «Вахтанговки» Римаса Туминаса. Сам режиссер так говорит о значении фестиваля «Балтийский дом»: «Когда-то Прибалтике нравилось, что вы считаете нас Западом, и нам было и есть чем гордиться, в том числе и театром. Но сегодня, когда Европа нас «забыла», когда мы стали ее провинцией, вы нас снова рождаете для мира и для Европы».
Не обойдется дело и без спектаклей Эймунтаса Някрошюса и театра «Мено Фортас» («Божественная комедия» и «Рай»), рижского театра «Dirty deal» («Национальный план развития»), московского театра «Седьмая студия» («Сон в летнюю ночь»), в третий раз пройдет программа «Театральный фреш», включающая студенческие спектакли театральных школ Голландии, Польши, Литвы, Латвии и России. Научно-практическая конференция «Русские!» соберет видных теоретиков и практиков европейского театра, а зрителей ждет юбилейная выставка известного петербургского фотохудожника Валерия Плотникова «Это не юбилей, а просто круглая дата!».
Дополнят фестивальную палитру петербургские спектакли «Литургия ZERO» и «Невский проспект» Александринского театра, «Тихий Дон» театра «Мастерская», «Макбет. Кино» Театра им. Ленсовета, «Покаяние и прощение» Большого Театра кукол, «Ты, я…» Театра-фестиваля «Балтийский дом». |