На этом таможенном посту, расположенном в нескольких сотнях метров от Сайменского канала, лежит нынче гигантская нагрузка. Даже в рабочие дни недели при подъезде к нему выстраивается огромная очередь из автомобилей, а уж о выходных и праздничных днях и вовсе говорить не приходится. Одних только автотуристов за сутки в обоих направлениях границу пересекает около 18 тысяч человек! И это при том, что рассчитан он всего на 6 тысяч человек в сутки! В 2009 году здесь границу пересек 1 миллион 700 тысяч человек, а уже в прошлом году – 3 миллиона 200 тысяч. Итоговая цифра 2013 года ожидается еще более внушительной.
Как избежать коллапса?
И хотя встретились мы с сотрудниками поста в канун их профессионального праздника, когда в общем-то принято говорить о достигнутых успехах и лучших людях, разговор все же начался с того, что на самом деле больше всего тревожит таможенников «Брусничного». Прошлогодние 3 миллиона 200 тысяч автотуристов и нынешний бум поездок россиян в Финляндию приводит к простой и ясной мысли о том, что необходимо срочно принимать какие-то решения, тем более что Финляндия уже уведомила российскую сторону о том, что она начала расширение своего пункта пропуска Нуйямаа и завершит его реконструкцию к маю будущего года. А это значит, что финны смогут спокойно пропускать через границу до 40 тысяч человек в сутки! Казалось бы, Росграница должна была бы озаботиться экстренным расширением «Брусничного», чтобы избежать на этом направлении грядущего в самое ближайшее время коллапса. Но тем временем было принято решение о реконструкции другого пункте пропуска – «Торфяновка», через который лежит трасса на Хельсинки. Хотя транспортный поток через «Брусничное» гораздо больше. Но реконструкция там уже начинается. «Торфяновкой» пользуются преимущественно транзитные пассажиры и положение там просто не сопоставимо с тем, что сейчас назревает на МАПП «Брусничное». Но в Москве почему-то придерживаются иного мнения. Поэтому перспективы у сотен тысяч россиян быстро пересечь границу на этом направлении тают буквально на глазах. Не исключено, что уже летом попасть в Лаппеенранту будет проще через… Карелию.
Услышит ли Росграница таможню?
В «Брусничном» нам довелось застать сразу двух руководителей этого поста. Теперь уже бывший начальник поста Петр Валентинович Иванов, уходящий, как говорится на повышение, передавал дела своему приемнику и вчерашнему заместителю Андрею Александровичу Александрову.
- Мы, конечно же видим,- говорит Петр Валентинович Иванов, - как раздражены от огромных очередей пересекающие границу люди. Но вряд ли они знают, что мы работаем буквально на пределе возможного. Непосвященному человеку может показаться, что стоит, например, вырубить стоящий слева от нашего МАПП лес и построить на его месте десяток новых модулей, как проблема тут же разрешиться. Но мало кто знает, что лес этот стоит на гигантских скалах, а начать взрывные работы в менее чем трех километрах от Финляндии – значит просто закрыть «Брусничное». Единственный выход, и мы его озвучивали руководству Росграницы, - это расширение поста с правой стороны, за счет автомобильной дороги для большегрузов. Но сегодня эта территория согласно межправительственному Соглашению арендована Финляндией для эксплуатации Сайменского канала. Для решения этого вопроса нужно инициировать пересмотр этого Соглашения между нашей страной и Финляндией.
- Финны, - добавляет Андрей Александрович Александров, - скорее всего с пониманием отнесутся к такому решению вопроса, ведь они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы как можно больше россиян посещало их страну. Смотрите, сегодня вдоль границы они создают новую большую инфраструктуру, рассчитанную исключительно на русских туристов: Спа-отели, огромные супермаркеты, новые коттеджи на берегу озер, они активно строят и продают недвижимость. Поэтому россияне все охотнее едут в Финляндию, причем теперь уже не только из Санкт-Петербурга и городов Ленинградской области. Так что промедление с реконструкцией «Брусничного» чревато большими проблемами.
Таможенники, похоже, правы. Трудно представить, что руководство Росграницы не понимает сложившейся ситуации на берегу Сайменского канала. Финны же начавшейся реконструкцией буквально загоняют нас в тупик.
Но, кажется, решение этого вопроса дело будущего. Пока же таможенникам «Брусничного» придется изыскивать внутренние резервы, но их становиться все меньше и меньше.
Сообща и слаженно
Модули, где работают таможенники и пограничники стоят почти рядом. Поэтому на первый взгляд разобраться по чьей вине возникает в таможенной зоне «пробка» не просто. Если бы те, кто ворчит в адрес таможенных инспекторов проработал бы рядом с ними хотя бы полсмены, отношение их точно бы изменилось. Таможня сегодня делает все от себя возможное для того, чтобы сократить время пребывание автотуриста на пункте пропуска.
- Помните, - говорит заместитель начальника поста Вадим Николаевич Зайцев, - еще не так давно вы заполняли таможенные декларации на автомобили, указывая номера их двигателей и шасси, а заодно и ставили крестики в полутора десятках графах об отсутствии в багаже оружия и прочих запрещенных к провозу предметов. Сколько времени тогда теряли люди ! Таможня отказалась от этих деклараций и время пересечения границы резко сократилось. Мы стараемся организовать осмотр автотранспорта таким образом, чтобы человек как можно быстрее прошел бы границу, но зачастую сами туристы создают излишнюю суету и тормозят процесс осмотра.
Осмотр – это еще не досмотр
Был бы на границе тотальный таможенный досмотр – машины бы стояли тут сутками. Но высокий профессионализм, помноженный на огромнейший опыт, позволяет таможенникам даже бегло взглянув на содержимое багажника и пассажиров четко определить, есть или нет в машине запрещенные к ввозу или вывозу предметы.
Главный государственный таможенный инспектор, старший смены Ева Сергеевна Ольховская рассказала нам, как однажды ее коллега Тамара Васильевна Орел, осматривая подъехавшую со стороны Финляндии респектабельную автомашину, обратила внимание на то, что ее багажник был почти пуст, не было в нем традиционно вывозимых из Финляндии товаров и продуктов, а на сидении лежала лишь красивая дамская сумочка средних размеров. Поведение женщины не вызывало ни каких подозрений, можно было бы уже поднимать шлагбаум перед ее машиной, но зачем же она ездила за границу? Тамара Васильевна попросила открыть сумочку. Предчувствия оправдались. В сумочке оказались упаковки Клоназепама - лекарства запрещенного к ввозу в нашу страну, так оно еще не прошло сертификацию. К тому же, общая стоимость лекарства значительно превышала сумму в 1500 евро. А это было еще одно нарушение таможенных правил.
Сегодня, даже в условиях работы на пределе возможного, когда с огромными усилиями российской таможни все же соблюдается паритет, у таможенников «Брусничного» еще есть силы контролировать перемещение товаров через границу. А вот что будет когда финны увеличат возможности своего пункта пропуска в два раза – неизвестно. |