По словам культуролога Андрея Столярова, под словом «патриотизм» чаще всего понимают исключительно любовь к родине. Но тогда патриотами, говорит Столяров, можно считать Гитлера, Сталина и угандийского диктатора Иди Амина. Сотни и миллионы человеческих жизней, числящихся на «личном счету» этих величайших злодеев мира, Столяров называет следствием их любви к родине и стремления сделать свои страны мировыми державами. С этим можно поспорить, но факт наличия разных видов патриотизма безусловен. Так, Столяров выделяет этнический (основанный на подчеркивании особой роли какого-либо народа), карьерный (декларативный) (по большей части являющийся средством достижения личных целей «патриота») и гражданский (объединяющий граждан во имя разрешения конкретной проблемы) патриотизмы. Сегодня в России преобладают этнический и декларативный виды патриотизма, убежден культуролог, ибо идеи коллективизма нынче у нас не на высоте. Утешения в этих словах нет: честно говоря, как от первого вида патриотизма один шаг до национализма, так один шаг и от второго до потери всяких смыслов слова «патриотизм»…
Березка или Кремль?
Дмитрий Травин, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета придерживается иного мнения: он считает, что в мирное время о гражданском патриотизме и вовсе говорит бесполезно – пока (не дай бог!) не случится война, никто и не узнает, есть ли у нас патриоты или нет. Декларативный патриотизм Травин считает отсутствием патриотизма, потому что слова профессиональныех патриотов никак не соответствуют их личным чувствам по отношению к родине и редко стимулируют рост гражданского патриотизма. Зато патриотическая риторика может привести, например, к созданию новой партии или к дополнительному финансированию ритора и примкнувших к нему людей, а потому она частенько применяется в качестве ветрила разными силами сегодняшней России.
Такого же мнения придерживается и психолог Татьяна Чеснокова: патриотическая демагогия, говорит она, не есть патриотизм. Более того, Чеснокова акцентирует внимание на том, что разные люди по-разному определяют для себя объект патриотизма. Для одних объектом становятся бескрайние просторы родной страны, а для других – государство, редко способное отвечать на патриотическую любовь и самопожертвование взаимностью. Однако, уверена кандидат психологических наук, момент самоидентификации, основанный на взращенном на основе определенных духовных ценностей патриотизме, важен для любого человека.
Учиться надо лучше!
Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН констатирует, что в большинстве случаев понятие «патриотизм» связывается в умах все же с государством. Тогда государство должно подходить к этому вопросу более профессионально, убеждена социолог. Что уж тут говорить о влиянии на воспитание граждан учебников истории, которые (в русле воспитания патриотизма) должны заставлять гордиться как величайшими победами страны, так и ее величайшими жертвами. Тема обучения истории отечества близка и Травину, который уверен, что от преподавания курса истории в средней школе зависит не только образованность граждан, но уровень воспитания в них патриотизма. Татьяна Чеснокова подчеркивает, что для этого важна и вся система ценностей общества, целостность которой в сегодняшней России отсутствует. В этой ситуации этнический патриотизм становится болевой точкой: любая национальная идентичность возникает в ответ на предъявление другой идентичности. И сейчас мы, по мнению Столярова, гораздо ближе в созданию национального государства, чем к формированию многонационального, создание которого сейчас искусственно форсируется.
Результаты уже налицо
Порой кажется, что если после развала СССР хоть кто-то из власть предержащих задумался о необходимости воспитания патриотизма (или хотя бы поддержания его на высоте достигнутой планки гордости за страну), сегодняшние дебаты о том, что такое патриотизм и с чем его едят, были бы не нужны.
Кстати, отличным примером искаженного преподнесения истории на протяжении постсоветского времени, а также бесполезности нынешнего обсуждения темы патриотизма, можно считать, например мнение о таковом представителя национально-демократической партии Анатолия Кузнецова. Только-только разменявший четвертый десяток лет молодой человек, искренне считает, что советские люди не могли и не хотели любить родину: мол, когда у человека нет прав, да еще и нет никакой собственности, что можно любить. И Кузнецов уверен, что получив в 90-е собственность во владение, наши люди почувствовали себя в ней хозяевами. Железная логика: получается, что сегодня, когда у граждан есть дома по плазме и по автомобилю в кредит под окнами, они стали мегапатриотами? Увы, на деле картина наблюдается все та же, что когда-то была нарисована Сергеем Михалковым в басне «Две подруги», с той лишь разницей, что ругая свое и захваливая заграничное, мы почти совсем перестали есть русское сало. Его, знаете ли, на нынешнем патриотизме все никак не нарастить. |