В Петербурге фильм Учителя, обязанный как и повесть Прилепина (он снялся в фильме в роли случайного таксиста), своим названием восьмой модели автомобиля «Жигули», показали куда раньше официальной премьеры. Причем нельзя сказать, что на журналистов, которые были на предварительном показе, фильм произвел оглушающее впечатление. То ли недавняя премьера «однотемной» ленты Дмитрия Тюрина «Жажда» смазала картинку, то ли от экранизации одноименной повести Прилепина ждали другого…
Некое «родство» своей картины с фильмом Тюрина не отрицает и сам Учитель: оказывается, именно его первым посетила мысль об использовании книги и сценария Андрея Геласимова, легших в основу ленты «Жажда». Но что-то не сложилось, и пришлось переключиться на прилепинскую повесть «Восьмерка», сценарий по которой был написан Александром Миндадзе, а российский зритель сегодня вместо одного фильма о мужской дружбе получил сразу два. Тема, надо сказать, не сильно-то востребованная нашим кинематографом в последние годы…
Прообраз главных действующих лиц обеих картин – вечная для мировой литературы четверка друзей, ставшая популярной со времен Дюма. «Анамнез» у ребят, должно быть, одинаков, но с той разницей, что в фильме Тюркина их участие в военных событиях одной из чеченских кампаний показан впрямую, а в ленте Учителя зритель лишь видит на предплечьях героев характерные татуировки с символикой ВДВ. Да и после прохождения военной «школы жизни» геласимовские герои ищут себе место в гражданской жизни, а прилепинские становятся «государевыми людьми» - бойцами ОМОН. Чтобы окончательно прояснить сходство судеб и характеров тех и тех, достаточно привести фразу из фильма «Восьмерка»: «За своих биться надо» - не бросать, не предавать, быть всегда рядом с друзьями. «Если с тобой чего, то и нам перепадает» - увы, этому принципу вряд ли научит счастье, скорее, вместе пережитая беда.
Жизнь у друзей-ОМОНовцев в провинциальном городишке конца 1999 года (именно тогда происходят события фильма «Восьмерка») однообразна: днем приходится официально разгонять бастующих работяг («Работа у нас нервная…»), которых сокращают на градообразующем предприятии и не платят зарплату, ночью – неофициально бить морды бандитам. Ребята знают только «черное» и «белое», третьего им не дано. Поэтому и любовь, накрывающая с головой одного из «мушкетеров» - Геру (а влюбился он в девушку Буца, который «держит» весь город) безоглядна: люблю, не думая о последствиях. Это генерация мужчин, которым бесполезно говорить: «Давай по тормозам»: в ответ все равно услышишь «Да без тормозов я!». Аглая (Вильма Кутавичюте) любит по-другому - с опаской, оттого, по сути, и выбирает вместо «прямоточного» Геры все-таки Бутца. И возмездием за ее предательство станет гибель в смятом электропоездом авто.
Саунд-трек к фильму составляют песни известной группы «25/17», а вот из исполнителей главных ролей зрителям известны разве что упомянутый уже Смольянинов, Александр Новин, да эпизодически мелькающие в картине Александр Баширов, Сергей Пускепалис, Юлия Пересильд и Ирина Пегова. А вот Алексей Манцыгин (Гера), Павел Ворожцов (Шорох) и Артем Быстров (Грех) еще не примелькались зрителю. И на это-то и была сделана ставка режиссером Алексеем Учителем, который надеется, что после выхода ленты ребята станут известными. Посмотрим, прокат покажет. |