Увы, фамилия Бенацки (полное настоящее имя Рудольф Йозеф Франтишек Бенацки), филолога и музыканта, 130 лет со дня рождения которого стоило бы отметить 5 июня, у нас долгое была известна только специалистам. Но в Германии, Австрии, США, Швейцарии и других странах этого австрийского композитора чешского происхождения, написавшего более 20 комических опер и оперетт, знали и знают хорошо. По словам постановщика спектакля-лауреата премий «Золотой софит» и «Золотая маска» нашумевшего (и продолжающего собирать в Музкомедии полные залы) мюзикла «Бал вампиров» Корнелиуса Балтуса, слава Бенацки в 20-30 годы прошлого века была сопоставима разве что со славой Эндрю Ллойда Уэббера, автора многих современных мюзиклов. Одновременно в нескольких театрах Вены могли идти сочиненные Бенацки оперетты, а со сцен многочисленных австрийских и немецких кабаре бесконечно звучали его песни. Одной из самых известных его оперетт стала «Аксель у врат небесных» (в оригинале «Ясь у райских врат»). В 1937 году в Германии режиссером Дугласом Серком по сюжету этой оперетты был снят полнометражный фильм «К новым берегам», в котором звучала музыка Бенацки. Лента принесла бешеную популярность шведке Царе Леандер, исполнившей заглавную роль Глории Миллс. Забавно, что на роль приглашали, например, саму Грету Гарбо, но судьба улыбнулась малоизвестной актрисе, которая, как говорят в таких случаях, наутро проснулась знаменитой. Последний раз постановка оперетты «Аксель у врат небесных» была осуществлена в 1952 году, а дальше была тишина…
Но, похоже, теперь настала пора для российских актеров проснуться знаменитыми, хотя многие приглашенные в новую петербургскую постановку московские (!) актеры в представлении вовсе не нуждаются. Ведь на сцене Музкомедии зрители увидят Ольгу Дроздову и Дмитрия Певцова, Лику Рулла и Олега Красовицкого, Екатерину Кирину и Илью Викторова. Однако изюминка предстоящей в сентябре премьеры даже не в звездном составе, в который включены и все ведущие актеры петербургского театра: на подмостки выйдут Владимр Яковлев, Валентина Кособуцкая, Валентина Свиридова, Евгений Тиличеев и другие. Главной особенностью оперетты остается потребность в наличии у исполнительницы главной роли низкого голоса…
Вновь пригласив на постановку режиссера Корнелиуса Балтуса, директор Музкомедии Юрий Шварцкопф поставил перед ним задачу - воплотить на сцене историю, которая затронула бы сердца миллионов. При этом жанр оперетты самому Балтусу, вынужденному перечитать дюжину десятков либретто оперетт, вовсе был неясен: голландскому режиссеру куда ближе был жанр мюзикла. Тем не менее, выбор состоялся, хотя сюжет, да и сама музыка оперетты «Аксель у врат небесных», написанные 80 лет назад, требовали корректировки. Так, Балтус лично переработал (пришлось сокращать несвойственные нашему времени длиннейшие диалоги) и дописал историю отношений голливудской актрисы Миллс, а композитор Эдриан Верум сочинил несколько новых музыкальных эпизодов, аранжировал и оркестровал музыку Ральфа Бенацки. Теперь режиссер констатирует: «Мы работаем над грандиозным проектом, которого никто в мире еще не видел. Четыре раза поменяв название, сегодня, я, наконец, вижу перед собой обновленную пьесу. Ее можно назвать музыкальной комедией, по ощущению – немного опереттой, но и почти мюзиклом – благодаря особой энергии, присущей этому жанру». Актриса Ольга Дроздова говорит, что долго не верила поступившему несколько раз из Петербурга предложению, даже сочла его на первом этапе за розыгрыш. Однако менеджмент петербургской Музкомедии был настойчив и пошел на все условия известной актрисы. А вот Лика Рулла, которая посвятила мюзиклу немало лет своей жизни, подошла к предложению куда более реалистично. Так или иначе, но теперь петербуржцы смогут увидеть обеих знаменитостей в роли Глории Миллс.
Для того чтобы отобрать 30 танцоров, задействованных в постановке, был проведен серьезный кастинг, на котором особое внимание обращалось на стиль движения: постановщик настаивал и настаивает на необходимости полного воссоздания атмосферы и эстетики 30-х годов, которая воплотится в шести ансамблевых номерах, задуманных Балтусом совместно с американским хореографом Деннисом Каллаханом. Оформление спектакля осуществляет также художник, известный зрителям по мюзиклу «Бал вампиров». Фантазия венгра Кентаура, похоже, безгранична: те, кто видел эскизы и разработки декораций к оперетте «Голливудская дива», утверждают, что в них воплощены вся мощь и величественность Голливуда того времени. Для создания грима и причесок актеров, занятых в старой оперетте на новый лад, приглашены профессионалы гамбургской оперы. Светом занимается британский художник Крис Херст.
Стоить это созданное интернационалом творцов роскошество будет недешево. Юрий Шварцкопф скромно признается, что сумма затрат на постановку близка к сумме затрат на мюзикл «Бал вампиров», а это сумма порядка полутора миллионов евро. Подтверждает, что дешевым новый спектакль Музкомедии назвать нельзя и председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Василий Панкратов, который говорит: «Все, что этот театр делает, того стоит: от менеджмента до работы со зрителем, который любит этот театр». |