Сиротство БДТ, вынужденного три с лишним года играть свои спектакли на чужих площадках, не спас даже отданный в 2005 году знаменитой труппе Каменноостровский театр. Его отреставрировали и приспособили к театральной современности в 2010-м, но, кажется, творчески намолить так и не успели. И хотя под крышей Каменноостровского на свет появились несколько премьер (включая и «дефицитный» сегодня спектакль «Алиса» нового художественного руководителя театра Андрея Могучего), публика, привыкшая к маршруту «Гостиный двор - набережная Фонтанки, 65» пиетета к сцене на площади Старого театра так и не взрастила.
Ремонт-реставрация-реконструкция основного здания, которые должны были закончиться к ноябрю прошлого года, затянулись: новый худрук вполне обоснованно потребовал, чтобы старая сцена на Фонтанке приобрела современные признаки, главным из которых является способность к трансформации. И вот теперь, в сентябре 2014 года, когда вся «начинка» БДТ стала отвечать последнему слову техники, эстетики и порядка, состоялось «Возвращение» - ритуальное действо, распределенное на два сентябрьских дня. Очень кстати подоспел и юбилей Олега Валериановича Басилашвили: 26 сентября народному артисту СССР исполнилось 80 лет, А вот вторым избранным для празднеств днем стало 28 сентября - день рождения Георгия Александровича Товстоногова, чье столетие уже не за горами.
Побывать на обоих актах зашкаливающего по задуманной монументальности «Возвращения» довелось не многим сторонним наблюдателям. Но первая часть затронула весь и без того перегруженный транспортом центр Петербурга. Пока на Лештуковом мосту работал зрительный зал под открытым небом, и со здания БДТ специально обученные люди сдирали особую «газетную» обертку и выделывали на строительных лесах акробатические кульбиты, автомобильная пробка на Фонтанке, в которой довелось постоять и обозревателю АН, не имела себе равных. Видимо, в тот день заранее намеченный план действий осуществился только у руководства и труппы БДТ, да у широкого круга избранных лиц (включая премьер-министра РФ и губернатора Петербурга), приглашенных на первую часть «Марлезонского балета»…
«Возвращение – часть вторая» было уже куда скромнее: в БДТ можно было попасть только по пригласительным билетам, вереница за которыми растянулась на весь гардероб. Примечательно, что многим людям, имеющим весьма сомнительное отношение к БДТ, билеты выносили из администраторской «на блюдечке с голубой каемочкой», а вот замечательный театральный режиссер и педагог Вениамин Михайлович Фильштинский почему-то стоял в общей очереди…
Уровень культуры «нового старого» театра (да и всего современного общества, увы!) еще шире был продемонстрирован во время официальной части. Вслед за худруком Могучим, назвавшим БДТ «генератором смыслов для Ленинграда» и провозгласившего живыми носителей «сакрального знания, которое нес Товстоногов», слово предоставили Владимиру Кожину, Василию Кичеджи, Анатолию Иксанову и Михаилу Баженову. Если в речи Кожина самым страшным моментом стали «бэдэтэжцы» (так помощник президента РФ назвал членов труппы), то из уст Кичеджи «вылетела» та самая «Расстрельная колонна», о которой уже несколько дней судачит город. Следом великую осведомленность в истории БДТ выказал Баженов, приписавший оной не одно столетие, а уж потом и ведущий, режиссер Борис Павлович перепутал филармонию с консерваторией… Словом, ляпов «по мелочи» в этот вечер было не счесть.
Каждый из зрителей получил в качестве подарка одноразовый пленочный фотоаппарат, с помощью которого можно было стать частью импровизации «по Чехову» и под возгласы Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих «Когда же придет фотограф?» запечатлеть всех собравшихся на сцене (в этот вечер здесь была даже Зинаида Максимовна Шарко). Думается, главной пользой от этой акции стало чье-то избавление от «неслабой» партии залежалого фототовара…
Из положительного. Зал сохранил сине-бирюзовый цвет занавеса и драпировок и заметно посвежел, обновился, стал просторнее за счет новой расстановки зрительских мест. Приятно было и то, что в этот вечер в зале звучали записи голосов Товстоногова, Панкова, Ковель, Дорониной, Стржельчика, Лаврова… Демонстрируя возможности новой сцены на ней в красном, «лабораторном» свете в гигантской «фотованночке» оживали фотографии Копеляна, Макаровой, Юрского, Теняковой, Луспекаева, Трофимова, Смоктуновского, Рецептера, Крючковой… И воспоминания о том, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕАТР, думается, роились во многих головах. Но «медаль» «Возвращения» хочется все же дать руководителю Александринского театра Валерию Фокину, определившему главный вопрос, который нынче должен стоять перед БДТ «Что делать… дальше?» (вопрос «Кто виноват?» Фокин посоветовал ради праздника опустить). Ответить на него пытался дать ровесник БДТ – Даниил Гранин. «Это новоселье не должно стать рождением другого театра. Нам нужен БДТ», - сказал писатель. Его слова, да богу в уши. |