|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Интервью  //  Культура   #Персона
Эрик-Эмманюэль Шмитт: «Российские актеры танцуют на вулкане»
Эрик-Эмманюэль Шмитт: «Российские актеры танцуют на вулкане»

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Фото Л. Крыловой
Беседовала Екатерина Омецинская // АН No. 44 (436). 20.11.2014

В Санкт-Петербурге побывал Эрик-Эмманюэль Шмитт – писатель вселенского масштаба, именемкоторого был назван театральный фестиваль, представивший публике на берегах Невы спектакли по произведениям этого французского драматурга.

Говорят, сегодня Шмитт - самый читаемый в мире французский автор, а это означает, что Бальзак, Верн, Гюго, Мопассан, Сименон и прочая-прочая давно приняли его в круг классиков. Многочисленные драматические произведения Шмитта поставлены на сценах разных стран. Его повести «Дети Ноя» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана», романы «Евангелие от Пилата» и «Секта эгоистов» известны всему миру. Профессиональный философ стал профессиональным писателем благодаря таланту говорить со всеми так, словно разговор этот идет тет-а-тет – с каждым читателем в отдельности. Проза Шмитта затрагивает темы, на которые современные люди не часто говорится вслух – жизнь, смерть, любовь, отношения людей с богом и собственной совестью.

Наш корреспондент встретился с писателем во время ноябрьского фестиваля «Эрик-Эммануэль Шмитт в Санкт-Петербурге», организованного Молодежным театром на Фонтанке.



- Господин Шмитт, фестиваль, носящий ваше имя, лично для вас – случайность или закономерность?

- Нет, это не правило, хотя уже однажды происходило похожее – в Германии. Нынешний фестиваль в Петербурге для меня огромная радость, положительные эмоции, приятное потрясение. И я очень признателен за это.



- В Петербурге вы не впервые: ранее вы побывали в нашем городе в 2005 году…

- Да, я тогда побывал в Петербурге и Москве, где встречался с читателями, литературными критиками и артистами. Что касается читателей, я увидел, что они в России требовательны: не ищут в чтении, в книгах исключительно развлечений. Им интересны истории из жизни других людей. Ваши читатели ищут что-то важное в литературе, они заняты поиском смысла жизни. Также в тот приезд я открыл для себя русских актеров, людей театра, и это был позитивный опыт.



- Вы хотите сказать, что у вас до этого была некоторая настороженность – справятся ли с вашими пьесами российские актеры и режиссеры?

- Мои предрассудок скорее заключался в том, что у меня было сформировано клише исключительной позитивности русского искусства. То, что Россия, страна высокой художественной культуры поставляет на экспорт – музыка, танцы - носит в основном позитивный, радостный характер. Но ваши исполнители, российские актеры, можно сказать, «танцуют на вулкане»: они переживают здесь и сейчас то, что делают, то, что они играют, так полно, словно завтра может и не наступить. Такое вот уникальное соединение невероятной радости и уникального пессимизма, которого нет ни у кого больше во всем мире.



- Судьбы и характеры ваших героев вряд ли можно передать не «танцуя на вулкане»: описанные в ваших пьесах люди почти всегда пребывают в раздумьях, находятся на жизненном сломе, в пограничном состоянии. Это проблемы, которые нет смысла играть поверхностно, да и невозможно!

- Я в своем творчестве действительно стараюсь понять жизнь и хочу показать, что ее надо любить, несмотря на трагизм обстоятельств, несмотря на скоротечность жизни. И если я изображаю любовь, то делаю ее реалистичной, не замутненной нелепыми фантазиями.



- Фестиваль в Петербурге позволил вам увидеть несколько российских спектаклей по вашим пьесам. А следите ли вы за постановками по вашей прозе во Франции и в Бельгии, где вы живете?

- Безусловно. Сейчас три моих пьесы ставят в Париже и несколько – в Провансе.



- Случалось ли вам писать пьесу по заказу театра?

- Нет. Но мне хотелось бы получить такой заказ. Увы, во Франции отчего-то решили, что я абсолютно независим ни от кого, автономен и обладаю правом делать то, что хочу (смеется). И никому даже в голову не приходит сделать мне заказ… Получается, что я – жертва своего имиджа, как Франкенштейн (улыбается). Но иностранцы относятся ко мне проще. Например, недавно написать пьесу по дневнику Анны Франк, еврейки, жившей в Голландии, меня попросили ее наследники.



- Слава вас не утомляет?

- Она дает признание, дает крылья, дает силу. Это восхитительно! Для автора быть востребованным, желанным – лучшая награда за труды.



- Вы сказали, что ваши произведения о любви к жизни. Но все ваши герои стоят в жизни перед выбором. Это означает, что выбор неминуем?

- Я не уверен, что у нас есть свободный выбор, свободная воля. Возможно, мы подчинены судьбе. И я все время задаю сам себе вопрос: «А не мог ли я стать в жизни кем-то другим?». Не является ли свобода иллюзией, порожденной нашим разумом? Последний вопрос занимает меня и днем и ночью, ему посвящена недавно законченная мной пьеса «Если начать сначала», которую мы разбирали с актерами Молодежного театра. Можно все начать в жизни сначала? Есть ли выбор, есть ли у нас эта свобода?



- Вспоминается известная фраза Карла Маркса: «Свобода есть осознанная необходимость»…

- Маркс великий мыслитель, великий философ, ценить которого можно независимо от своего отношения к марксизму.



- Философские основы легко просматриваются в ситуациях, оторванных от реальности. Как, например, в вашей пьесе «Отель двух миров», в которой герои, ожидающие своей участи, находятся уже не на земле, а в некоем чистилище. Подобная пьеса есть у Сартра…

- Действительно, это пьеса «За закрытыми дверями», которую я очень люблю. И «Отель двух миров» - подобие реплики на пьесу Сартра, который более склонен в ней к философии абсурда. В моей же пьесе скорее преобладает философия тайны.



- Так эта ваша пьесы лишь попытка пикировки с Сартром или свидетельство неподдельного интереса к теме?

- В «Отеле двух миров» я пытаюсь найти ответ на один из самых важных вопросов человечества: «Как жить, если мы все знаем, что умрем?». Моим персонажам жизнь не удалась именно потому, что они ее не ценили, не дорожили ей. Мой персонаж находится в коме и ждет, когда некий лифт либо поднимет его наверх, либо опустит вниз… Мысль о смерти не позволила героям насладиться жизнью. Им казалось, что жизнь слишком коротка, слишком призрачна. Но любить ее надо такой, какая она есть – призрачная, эфемерная, хрупкая.



- И в этом «Отель» перекликается с пьесой «Оскар и Розовая Дама». Удалось ли вам увидеть этот моноспектакль российской актрисы Алисы Фрейндих?

- Где бы я ни был – в Париже, Риме, Берлине, Варшаве - везде я слышал восторженные отзывы об этом спектакле, об Алисе Фрейндлих, знакомство с которой мне предстоит здесь, в Петербурге. Из взглядов, улыбок людей, которые говорят об этой постановке, следует, что спектакль произвел на них экстраординарное впечатление. И с каждым новым рассказом мне все грустнее: я так и не видел постановки…
Наша справка

Самым известным российским спектаклем, поставленным по прозе Шмитта стала постановка в театре им. Ленсовета «Оскар и Розовая Дама», за которую режиссер Владислава Пази был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера» (сезон 2004 – 2005 гг.). Исполнившая одновременно две роли - мальчика, умирающего от лейкоза и ухаживающей за ним пожилой женщины-волонтера Алиса Фрейндлих не только стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «За лучшую женскую роль» и премии «Золотой софит» в номинации «Актер года», но и получила за спектакль орден Святой Екатерины II степени. Сама же постановка стала еще и обладательницей приза зрительских симпатий фестиваля «Золотая маска».




Фрагмент спектакля «Оскар и Розовая Дама»

Фото из архива театра им. Ленсовета

©  АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ. Санкт-Петербург

Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/29244

//  Культура
  Премьера спектакля «Царь-рыба»
  «Арлекин» уже близко
  Премьера спектакля «Ретро»
  Риск – благородное дело молодых
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
«Арлекин» уже близко
15 апреля в Петербурге стартует XXI фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», в рамках которого вновь состоится вручение одноименной Российской Национальной театральной премии.
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Город
Первоцветы на острове Новая Голландия
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Засыпанный снегом Павловский парк
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru