На недавних общественных слушаниях, посвященных застройке намыва на Васильевском острове жители Морской набережной и прилегающих территорий говорили чиновникам, что на Васильевском практически нет общественных пространств и очень мало зеленых зон. Единственное место, где шелестит листва и куда можно – это Смоленское кладбище. Не сговариваясь, ту же мысль, что кладбище – фактически единственный городской парк на острове, повторили и студенты Академии им. Штиглица, Архитектурно-строительного университета и Академии художеств.
Студенты на форуме «Будущий Петербург» представили шесть проектов-форсайтов возможного развития депрессивного района Васильевского острова на Кожевенной линии у завода «Севкабель». Форсайт с английского переводится как «видение будущего», проекты эти- лишь мечты, хотя курировали каждую студенческую команду известнейшие российские архитекторы.
А если заглянуть в будущее?
Итак, Кожевенная линия длиной около тысячи метров. К середине позапрошлого века там было 9 кожевенных заводов, отсюда пошло и название. Единственная кривая, а не прямая линия Васильевского острова повторяет береговые изгибы. Но выхода к воде здесь нет. Закрытая территория Балтийского завода, Василеостровская ТЭЦ, остатки особняка Сименса, Храм Иконы Божией Матери Милующей, особняк Брусницыных, и заправки, производственные корпуса разной степени старости и сохранности, обычная промышленная территория, добраться до которой сложно. В будущем она должна «приблизиться» из-за строительства двух станций метро и съездов с ЗСД. Студенты команды архитектора Михаила Кондиайна предложили проект «Парка возможностей», создания без достаточно серьезных капиталовложений зеленой среды и объектов, в том числе и лофтов, функции которых могут меняться, публичного пространства, центра водных видов спорта, медиатеки, мастерских и тд., учтены были в форсайт-проекте и принципы универсальной среды для маломобильных групп. Михаил Кондиайн, комментируя работу своей команды, отметил, что в Петербурге не хватает мест социальной активности горожан, а на Васильевском острове – тем более. Петербург по зеленым пространствам занимает одно из последних мест в мире среди мегаполисов.
«Импульс культуры у воды» - так назвали проект студенты команды архитектора Валерия Нефедова, которые вспомнили и о проекте «Зеленого троллейбуса»- он сможет доставлять людей поближе к берегу. Кстати, о проекте создания на острове маршрута с таким транспортом, способным передвигаться до 25 км без подзарядки, снова вспомнили в Смольном. Студенты также предложили создать Променад искусств вдоль побережья, обеспечив выход к воде, с причалами, куда смогут швартоваться «метеоры» из Петергофа и Кронштадта. Велопарковки и велодорожки, бассейны для сбора дождевой воды, а также мастерские и офисы, хостелы и кафе – вот основные составляющие проекта. Подсветка квартала должна быть в темное время года круглосуточной – чтобы вызывать особое чувство тепла. Сам Валерий Нефедов в безусловных плюсах «Импульса культуры» видит восстановление «нарушенного диалога с водой» в морском, водном городе.
Команда автора проекта комплекса зданий Верховных судов России Максима Атаянца придумала для Кожевенной линии Учебно-образовательный комплекс, а в качестве особой «фишки» - фантастический «Вертикальный музей» в трубах ТЭЦ-7, где будет экспозиция и о промышленности этой части острова, и история Петербурга в фотографиях.
Поднять паруса!
«Марина-парк» с причалом для яхт был представлен студентами команды Сергея Цыцина, которые напомнили, что в Финляндии на 7 жителей приходится 1 яхта, а в Петербурге одна яхта – на 25 тысяч жителей, а туристическим яхтам в городе вообще фактически некуда пристать.
«Театр Авангарда на Кожевенной» предложили студенты команды архитектора Сергея Орешкина – со строительством 120-метровой Башни Татлина, созданием ряда объектов русских художников – авангардистов, в частности Якова Чернихова. Промышленная зона Кожевенной как никакое другое место к авангарду подойдет. Орешник напомнил, что Россия была родиной авангарда и не забывать об этом важно.
Очень реалистичную программу культурного редевелопмента «Ремедиация» - мягкую программу вторжения в запущенную промышленную среду стартапов, арт-объектов и зеленых насаждений предложили студенты команды архитектора Данияра Юсупова.
Жюри, состоящее из представителей гостиничного бизнеса и архитекторов с девелоперами, лучшим форсайт-проектом назвало проект команды Михаила Кондиайна, также отметив его функциональность и реалистичность, приближенность к нуждам местного сообщества. Понятно, что все эти форсайты - красивые мечты, но ситуация, когда Васильевский остров становится заложником серьезных транспортных проблем, а жители начинают оттуда уезжать – о чем говорилось недавно на общественных слушаниях по проекту строительства на намыве – это серьезный сигнал, что острову надо меняться.
Но если форсайт-проекты – это дело весьма отдаленного будущего, а фактически – прекрасные фантазии, то у городской власти, в частности, у комитета по туризму, есть вполне конкретные планы, как привлечь к острову туристов. Правда, рассчитывают, в основном на россиян, причем тех, кто приезжает в город повторно, и на местных жителей. Есть вариант создания пешеходной зоны по улице Репина от Румянцевского сада и Среднего проспекта острова и по 6-7 линиям от Среднего проспекта до Малого, сосредоточившись на том, сколько интересных и знаменитых людей проживало там когда-то, создав сеть кафе, мастерских, хостелов и т.д., оснастив пешеходную зону свободным Wi-Fi, а на исторических зданиях разместив QR-коды. Кстати, Васильевский остров – самое насыщенное место в Петербурге по числу музеев и галерей современного искусства, про Эрарту и Новый музей известно уже далеко за пределами Петербурга. |