Для нас, детей периода брежневского застоя, придумка Надежды Константиновны Крупской - Всесоюзная пионерская организация была для нас не самой плохой реальностью. «Промывка мозгов», «полное подчинение системе», «навязывание идеологии» и прочие ужасы к нам имели весьма посредственное отношение. Разве что пионер должен был быть «предан Родине, партии, коммунизму», но Родина стояла в этом законе на первом месте, а насчет партии и коммунизма мы были и не очень-то просвещены, разве что в дни партийных съездов могли во время уроков заставить посмотреть по телеку выступление генсека...
Былого не вернешь
Среди законов пионерии были еще дружба с другими народами, равнение на героев и уважение к павшим, обязательная настойчивость в учебе, труде, спорте, умение быть честным и верным товарищем, борьба за правду и шефское отношение к октябрятам. Патриотизм «загружался» в умы с игрой в «Зарницу», играми «по станциям», почетным караулом на Пискаревском мемориальном кладбище и участием в создании школьных музеев.
«Пионер» было званием, формулировка «пионеры так не поступают» - пугалкой, которая иногда неплохо действовала на массы. За серьезный проступок из пионеров могли исключить, но почти никогда не исключали, потому что быть «не как все» при любом строе дети не любят: хулиганы исправлялись, двоечники «подтягивались».
Октябрята, пионерия и комсомол были увязаны традиционным для отечества уважением к старшим, которые обязательно тебе, мелкому помогут. А иерархичность – основа национальной самоидентификации, по сему пионерия была гениальным изобретением, увязывавшим менталитет со структурированием общества, идущим на пользу любой власти.
Отринули. Вместе с «водой» - выплеснули и детей: неприкаянное поколение школяров 90-х годов без всяких «насаждаемых ценностей» само барахталось в море бандитов, распространителей наркотиков и сутенеров. На выходе получили проблемы с той самой самоидентификацией, в отсутствие которой ныне сотни тысяч людей в соцсетях исповедуются в ненависти к стране, власти и людям, живущим с ними на одной территории. Т.е. не считают себя не только русскими, но и россиянами. Этих людей, конечно, уже не воспитаешь, но государство, оказывается, еще хочет организовать и воспитать в духе патриотизма их детей: все меньше проблем будет в будущем. Вот и выходит, что нынешний указ про новую пионерию – редкий пример действительно государственного мышления.
Увы, сегодня возрождение пионерии невозможно (где мы, а где социализм с коммунизмом!). Но и ерничать по поводу октябрьского указа не стоит, да и поздно: согласно этому документу к началу апреля «Российское движение школьников» должно обрести собственное имущество. Хотя впору поинтересоваться, кто, когда и где формирует это новоявленное движение? Кто разрабатывает устав, структуру, механизмы взаимодействия организации школьников с уже имеющимися подобными организациями (а их немало!)? Каковы результаты этой разработки?
Серьезные опасения
Как говорит заместитель председателя комитета по образованию Андрей Борщевский, с воспитательной работой подрастающего поколения петербуржцев и так было все в порядке – могли бы и опытом поделиться и подсказать создателям движения школьников что-то. Но никто, похоже, не спрашивает.
О налаженной в Петербурге работе по координации детских объединений и организаций и регулярных серьезных поисках новых, интересных ребятам форм работы с ними говорит и руководитель регионального детско-юношеское гражданско-патриотическое общественное объединение «Союз юных петербуржцев» Вера Петрова. «Сегодня с детьми работают специалисты – педагоги-организаторы, вожатые, замдиректора по воспитательной работе и многие другие. Для того чтобы эти люди были компетентными, нарабатывали опыт методического сопровождения и опирались на предшествующий опыт, для них проводятся всевозможные курсы повышения квалификаций», - подтверждает Петрова.
Руководитель Межрегиональной детской общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер» Светлана Шорина всерьез обеспокоена судьбой не только петербургских, но и имеющихся в России детских организаций. Она опасается, что при создании нового движения на государственном уровне все прочие организации «попросят» из учебных заведений и сочтут их существование не правомочным.
А вот доцент кафедры психологии и педагогики СПбГИК Людмила Нагавкина обращает внимание на формулировки, которыми оперирует указ, изобилующий и прочими неточностями. Так, говорит Нагавкина, взаимоисключающим является само сочетание в документе определений «движение» и «организация» (в указе «Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"». Прим. ред.). К тому же закон об образовании не содержит термина «школьники», а говорит лишь об учащихся… Не определено в указе и главное - идеологическая составляющая (какое может быть движение без движущей идеи?). Еще Нагавкина отмечает, что финансирование новодельной организации намечено через Федеральное агентство по делам молодежи, между тем, как в СССР финансирование пионерии велось через систему образования. Не означает ли это, что у образования могут отнять деньги, выделяемые на внешкольную работу?.. Словом, вопросов у профессионалов немало. Увы, ответов на них пока нет, как нет.
Проще не бывает
Как говорят общественники, сейчас на федеральном уровне ответ один: «Ждите, всему свое время. Сделаем, узнаете». Не поздно ли будет? Не выплеснут ли с водой очередного младенца? «Общероссийские ценности» - это круто. Но неплохо бы сразу объяснять школярам, с какого перепугу они должны ставить духовное над материальным и Достоевского над, скажем, Фицджеральдом? «По размышленьи здравом», необоснованная идеология может стать только камнем преткновения на пути становления движения. Если уже не стала: замалчивание хода работы по организации новой «пионерии» не есть признак того, что все идет как по маслу…
Патриотизм, который пытаются поставить во главу угла, – дело хорошее, но это не идеология. Главное тут – придумать мотивацию к формированию патриотизма, найти связку… И тут нельзя не согласиться с Нагавкиной: не погорячились ли «придумщики» с «припиской» движения к Росмолодежи? Ведь именно принадлежность пионерии к образовательному ведомству позволяла когда-то управлять школярами централизованно. И в наши дни закономерным было бы свести финансовые концы с концами идеологическими именно в министерстве образования. Глядишь, об идеологии думать бы не пришлось. Если движение создается школьное, какая еще идеология может быть кроме учебы? «Учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал нам великий…» Знание – единственная ценность, обеспечивающая прогресс. С патриотизмом-то эта идея отлично увязывается: учись хорошо и послужишь Родине, она богаче станет, сильней. Неучи-то ей зачем? Пыль с подзабытого слогана «Россия – страна возможностей» можно было бы стряхнуть. Логика железная: «Учишься? Значит, получаешь возможности. Возможности даст Родина. А ты их ей отработай». И вступление детей в организацию было бы естественным: поступил в школу и оказался в школьном движении…
Но у нас просто ничего не бывает. Особенно, если речь заходит о деньгах, да об имуществе. Не пора бы уж честно признаться, что наша идеология давным-давно называется «Бабло»?.. Ах, простите: «честно» - слово из «пионерского наследия». А мы же его отринули…
Екатерина Омецинская |