Но, по словам Ребковец, куда важнее, что все больше россиян интересуется «Тотальным диктантом». Так, явно возрастает корпоративное любопытство по отношению к мероприятию. Ольга объясняет это тем, что неграмотные сотрудники – штука не престижная, и такой интерес означает, что современное руководство стремиться следить за уровнем «подкованности» своих работников. А председатель экспертного совета проекта «Тотальный диктант» Наталья Кошкарева отмечат: «Легко можно заметить, как люди сегодня стали относиться к неграмотным индивидуумам, в социальных сетях, - говорит она. – Порой достаточно бывает одного намека на ошибку, и «грамотея» начинают агрессивно и «принародно» обсуждать…»
Постепенно «Тотальный диктант» начинает обрастать спецпроектами. Одной только Конференцией «Тотального диктанта» (единственное мероприятие в рамках проекта, которое существует на государственные, «грантовые» деньги), которая проводится ежегодно в Новосибирске, дело уже не обходится: у благородного начинания появляются новые просветительские направления деятельности. Так, в марте на телеканале «Культура» начнутся передачи цикла «Живое слово», инициированные в рамках основного проекта. Продлятся они до 7 апреля – до самого начала регистрации участников на площадках «Тотального диктанта», и рассматривать их также стоит как подготовку к всемирной проверке грамотности русскоговорящих граждан.
Автора (традиционно «из современных»), который пишет специальный текст для диктанта, каждый год выбирают методом опроса экспертов, координаторов и участников прошлых «соревнований». Нынче организаторами была поставлена задача - найти писателя, не похожего на всех, кто ранее сочинял диктовки (а на деле – достойные литературные произведения). Выбрали детского поэта и писателя Андрея Усачева, который был искренне удивлен таким выбором, ссылаясь на простоту своих произведений. Но после долгих раздумий текст все же нашелся: несколько лет в назад соавторстве с Алексеем Дмитриевым Усачев написал книгу по истории «Этот древний, древний, древний мир»: из нее-то после некоторой переделки, выполненной автором по просьбе экспертов, и были выбраны три текстовых фрагмента, которые Усачев самолично зачитает участникам акции в Новосибирске, на родине проекта. Зачем понадобилась переделка, и почему три текста? Эксперты обычно тщательно следят за тем, чтобы тексты содержали максимальное количество разнообразных орфограмм, а также вариантов расстановки знаков препинания. Опять-таки, почему «вариантов»? По словам председателя экспертной комиссии «Тотального диктанта» в Санкт-Петербурге Светланы Друговейко-Должанской, абсолютов в пунктуации не так уж много, разве что точка в конце предложения, да и то – далеко не каждого. Расстановка, например, таких знаков, как «тире» и двоеточие» имеет множество допусков: тут главное – смысл, который вкладывает в предложение пишущий диктант человек… А три старта у диктанта потому, что его пишут аж в трех часовых поясах, и разные тексты должны будут прозвучать, соответственно, в девять, в 12 и в 15 часов.
Как говорит главный координатор проекта в нашем городе Ирина Рожкова, в Петербурге, присоединившемся к проекту еще в 2005 году, начало «Тотального диктанта» придется на три часа дня. Удобную, ближайшую или интересную чем-то площадку каждый петербуржец сможет выбрать на сайте проекта, где в разделе «Санкт-Петербург» будут опубликованы все адреса, задействованные в проведении диктанта. Среди них будут несколько крупных вузов, множество районных библиотек, а также несколько совсем неожиданных адресов, которые пока держатся в секрете.
Имена петербургских «диктаторов» (так в шутку на проекте называют чтецов текстов диктанта, чьи имена также обнародуются на сайте заранее) будут известны ближе к дате самого мероприятия, и, говорят, от чтеца при написании диктанта зависит не меньше, чем от пишущего. Так, например, кто-то читает монотонно и без выражения, кто-то чрезмерно усиливает интонации, кто-то частит, а кто-то диктует «с толком, с чувством, с расстановкой». В прошлом году в Петербурге именно по этой причине впервые были открыты специальные площадки для пожилых людей, пожелавших проверить свою грамотность: они и слышать могут плоховато, и быстро писать им уже не по силам. Так что пожилым тексты диктовали и будут диктовать в этом году «проверенные диктаторы».
Кстати, написание текстов от руки – пока что преобладающая форма написания «Тотального диктанта», и это замечательно: живое слово, язык должны рождаться и сохраняться благодаря человеческому теплу, разве нет? |