Идеи создания столицы Ленобласти в одном из центральных районов региона витают давно. Но пока так и остаются "в воздухе". Губернатор решил перейти в практическую плоскость и начать хотя бы с малого. Если переезд всего административного блока правительство в ту же Гатчину (плюс строительство отдельного здания под эти цели) - вариант амбициозный и не дешевый, значит "будем переезжать по частям". Для этого Ленобласть поделили на пять административных округов с центрами в Выборге, Тихвине, Волхове и Кингисеппе. Управлять центральным округом, куда вошли Гатчинский, Всеволожский, Кировский, Тосненский, Ломоносовский районы и город Сосновый Бор будут по-прежнему из Петербурга.
В центрах четырех оставшихся округов будут созданы филиалы правительства под рабочим названием "представительство администрации Ленинградской области по реализации государственных полномочий в административном круге" (на местах).
В Северо-Западный округ со столицей в Выборге войдут соответственно Выборгский и Приозерский районы, в Северо-Восточный со столицей в Волхове - Волховский, Лодейнопольский и Подпорожский. В Юго-Восточный, со столицей в Тихвине - Тихвинский, Киришский и Бокситогорский. В Юго-Западный с центром в Кингисеппе - Кингисеппский, Волосовский, Сланцевский и Лужский.
"Исходу" из Петербурга подвергнутся специалисты комитетов, чья деятельность затрагивает жилищное и дорожное хозяйство, транспорт, охрану окружающей среды и животного мира, общее и профессиональное образование, опеку и попечительство, охрану объектов культурного наследия. Дабы им комфортно жилось и работалось на "чужой" территории, рабочие кабинеты чиновникам выделят в одном здании (планируется использовать помещения, которые высвободились после первой реформы, объединившей администрации районов и их центров).
А чтобы жизнь в новых, непривычных после города, условиях, да еще и вдали от начальства, не соблазняла вместо работы отправиться по грибы или на рыбалку, в каждый округ пришлют "надсмоторщика" - главу представительства. Он будет именоваться советником или помощником губернатора, вести табельный учет сотрудников и дважды в месяц общаться с местных жителями о проблемах территории.
Представляя реформу, Дрозденко сразу заверил, что речь не идет о создании префектур и полпредств, как и вообще о создании новых юрлиц. Не является предлагаемая реформа и попыткой отжать власть у органов МСУ. "Мы не планируем подменять собой местное самоуправление и брать контроль над теми полномочиями, которые переданы муниципальным органам управления", - сразу пресек возможные толкования реформы губернатор.
По его словам, речь идет лишь о том, чтобы заставить работать на местах отраслевые комитеты с контрольными и надзорными полномочиями, имеющие специалистов, которые выезжают на территории. Сейчас таких порядка 180, с полномочиями от охраны природы и памятников до надзора за дорогами. Из них только треть имеют рабочие места в районах Ленобласти.
"Учитывая специфику наших расстояний, эффект от деятельности такого специалиста делится на два, а то и стремится к нулю, - добавил аргумент в защиту своей реформы Дрозденко. - Фактически 160-180 человек должны опуститься на землю. Мы заставим каждого такого специалиста жить жизнью Ленобласти".
Тех, кто откажется переезжать из города в область, заменят сотрудниками, нанятыми непосредственно на местах. Где будут искать компетентные кадры - пока не уточняется. Скорее всего, в представительства перетекут наиболее успешно проявившие себя сотрудники районных администраций.
К созданию новой административной структуры губернатора подтолкнуло несколько причин. Например, скандал с платежками за тепло в Выборге и конфликт совета депутатов с главой администрации в Волхове. По мнению Дрозденко, если бы сотрудники профильных комитетов находились "внутри ситуации" и вовремя среагировали, скандалов удалось бы избежать.
Еще одна причина была подслушана в правительственной столовой. Сотрудник одного из комитетов жаловался коллеге на очередную грядущую командировку в область. Фраза резанула и по ушам и по сердцу губернатора. А идея "спустить на землю" госслужащих после этого только укрепилась.
Представительства также должны стать площадками для гласа народа. Руководители "филиалов" будут каждые две недели проводить полноценные приемы граждан - и не час или два, а в течение всего дня. Сюда же, в представительство, местные жители смогут приходить со своими жалобами и тревогами. Третья причина создания представительств в округах растет из застарелой душевной раны губернатора. Как правило часть проблем на местах (даже те, за которые отвечают местные власти) приходиться решать в ручном режиме ему самому. Каждая встреча с населением в области превращается в "разбор полетов". Губернатору фактически приходится выполнять чужую работу при бездействии местных властей. Дрозденко пожаловался, что за три часа встречи может поступить до 150 вопросов, а ответить на все физически невозможно. Новая структура позволит перевести часть жалоб на советников - руководителей представительств.
Советники губернатора будут согласовывать план проведения проверок с руководителями территориальных органов власти. Для этого они будут раз в две недели в крупных населенных пунктах проводить приемы в течение всего дня. Предполагается, что прием позволит мониторить острые проблемы и оперативно докладывать о них губернатору. На основании собранной фактуры советник будет составлять план поручений главы региона по отраслевым органам власти для проведения проверок и совещаний. После утверждения губернатором документ спустят на уровень отраслевых комитетов.
Дрозденко надеется, что количество вопросов на встречах после такой работы снизится в три, а то и в пять раз.
Подразделение не будет обособленным. "Мы хотим создать реальный рабочий механизм, который обеспечит коммуникацию органов исполнительной власти Ленобласти в лице представителей комитетов с муниципальными образованиями и населением в рамках диалога", - объяснил задачи представительств Дрозденко. Структура будет состоять из двух частей: сотрудники отраслевых комитетов и глава представительства с секретарем и консультантом-юристом. Создания новых штатных единиц открытие филиалов не предполагает. Ставки для советников и их секретарей изыщут, перераспределив "половинки" и "четвертинки" ставок из других ведомств.
Филиалы правительства в четырех окружных центрах должны открыться уже в октябре. Особо ценным специалистам правительство будет арендовать жилье. Остальным придется справляться своими силами. Помимо повышения эффективности работы чиновников, реформа предполагает еще и приличное сокращение бюджетных расходов на транспорт и командировочные.
И это только первый этап большого плана. Если реформа себя оправдает, в области могут появиться представительства и других комитетов. В Петербурге останутся по 10-12 человек на комитет, которые будут определять стратегию. А тактикой займутся люди на местах.
Депутаты и муниципалы реформу в целом оценили положительно. Вопросы возникли лишь к деталям. Например, главу Лужской администарции Олега Малащенко не устроило, что за решениями каких-либо важных вопросов придется ездить в Кингисепп. "Прямого сообшения нет, придется добираться на перекладных. А это еще дольше, чем ехать на "Ласточке" из Луги в Петербург", - высказался он. Губернатор на это предложил активнее использовать общественные приемные на местах, а администрации - выделить несколько кабинетов для сотрудников части правительства. В ходе обсуждения нашлось и еще одно ожидаемое положительное следствие реформы. Переезд части сотрудников в районы станет поводом обратить внмиание на дороги между районными центрами одного округа, отремонтировать старые, а при необходимости и построить новые.
Вице-губернатор Ленобласти Сергей Перминов считает, что реформа не только усилит эффект обратной связи между губернатором и жителями, но и исключит "замалчивание" проблем на местах.
"Представительства непосредственно на территории округов станут новым и более близким каналом общения населения и руководства субъекта, - прокомментировал реформу Перминов. - Выдвинутая формула - механизм ускорения принятия решений по ключевым вопросам, повышения эффективности работы комитетов в привязке к территориям. Представительства, таким образом, укрепят вертикаль исполнительной власти".
При этом предложенные изменения являются самыми масштабными с точки зрения административного управления на местах за последние 4 года, когда губернатор начал процесс объединения администраций муниципальных районов и их центров. А на более общей шкале – это веха с момента принятия 131-фз в 2003-м. |