Днем 15 июля на Кронштадтском морском заводе прошла церемония, посвященная завершению ремонта крейсера, а вечером началась его буксировка в Северную столицу. Для прохождения «Авроры» по Неве были разведены три моста — Благовещенский, Дворцовый Троицкий.
На ремонт в Кронштадт «Аврора» ушла 21 сентября 2014 года. И тогда ее тоже провожал практически весь Петербург. Мероприятие было плановым - в последний раз корабль ремонтировали в 1987 году. Правда изначально планировалось, что ремонт займет не более 45 дней, однако после первого этапа работ «профилактический» режим корабля решили продлить. В ходе реконструкции на крейсере заменили систему пожаротушения, отреставрировали тиковую палубу, расширили музейные площади. На корме «Авроры» появился новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооруженных Сил РФ. А еще на корабле заработает бесплатный Wi-Fi, так что сделанные на палубе селфи можно будет тут же выкладывать в соцсети. Всего на обновление символа Октябрьской революции потратили примерно 840 миллионов рублей.
Несмотря на модернизацию корабля передвигаться самостоятельно «Аврора» не может.
«У «Авроры» нет винтов. Тот, кто внимательно смотрел на картинку «Авроры» в доке, а она прошла два докования, видел, что у нее есть свой руль. Это исторический руль из мореного дуба, обитый медью. А винтов просто нет. У нее есть историческая машина, когда-то отреставрированная. Но это макет машины, к сожалению, не действующий. Да, был такой, скажем, прожект постановки «Авроры» на ход, но от него отказались –– на мой взгляд, правильно сделали», - говорит Советник губернатора Петербурга, капитан 1 ранга Игорь Курдин.
Сейчас на судне устанавливают историческую экспозицию, которая разместится в девяти выставочных залах. В советские годы, всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: «Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?» - «Крейсер «Аврора»! Один выстрел - и целая держава рухнула». Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трехтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник.
Сегодня характер экспозиции изменился. Теперь в музее делают акцент не на революционное прошлое легендарного крейсера, а представляют его как ветерана трех войн: Русско-японской 1904-1905 годов, Первой мировой и Великой Отечественной. Особое место займет выставка, посвященная хирургии на военных судах. На «Авроре» планируют воссоздать операционную и рентгеновский аппарат первой половины ХХ века. Кроме того, экспозиция станет интерактивной. Помимо документальных материалов, на территории музея будут воссозданы исторические сцены. Обслуживать музей на крейсере будут десять человек, а численность экипажа составит 27 человек, в том числе восемь военнослужащих.
Петроградская набережная у здания Нахимовского училища определена как место вечной стоянки "Авроры" с 1948 года, когда корабль, получивший сильные повреждения в годы обороны Ленинграда, вернулся туда после ремонта. До 1956 года "Аврора" служила учебной базой Нахимовского училища, затем стала музеем.
Кстати, среди 49 кораблей-музеев мира (8 российских) «Аврора» является единственным сохранившимся представителем класса бронепалубных крейсеров конца XIX - начала XX века. Официальное торжественное открытие экспозиции состоится 31 июля в день ВМФ, а для посетителей музей откроется 3 августа.
Анна Ветрова |