|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Экономика   #Экология
Песок — дело тонкое. Можно ли уберечь от разрушения пляжи и дюны
Песок — дело тонкое. Можно ли уберечь от разрушения пляжи и дюны

AN-Piter // 04.04.17

Состояние дюн, которые тянутся вдоль побережья Финского залива, беспокоит экологов уже не первый год. Одни бьют тревогу: дюны, как и здешние пляжи, все больше размываются. Другие утверждают: берег постепенно восстановится, но с одним условием: если снизится так называемая антропогенная нагрузка.

«Все беды — от неуклюжего вмешательства»

В последние годы в Финском заливе участились штормы. Это закономерно, говорят метеорологи: так природа реагирует на изменение климата, пресловутое глобальное потепление. На самом Петербурге это почти никак не сказывается — от непогоды и наводнений его надежно укрывает дамба. Совсем другая ситуация на окраине, в протянувшемся вдоль залива Курортном районе, который остался за защитными сооружениями. Весь удар стихии принимают на себя пляжи Комарово, Репино, Сестрорецка, Солнечного. Волны уносят в море изрядную часть песка и подтачивают знаменитые дюны, которые придают этим местам особенное очарование.


Небольшие размывы, случающиеся каждую зиму, в принципе, не страшны. Море довольно быстро приносит новый песок, и пляж с дюнами восстанавливается. Но в конце 2006 — начале 2007 года на четырехкилометровом участке в Комарово, а также на отрезке пляжа Сестрорецк — Солнечное штормовые волны впервые подточили дюны настолько, что здесь начали падать деревья. С тех пор дюны так и не восстановились полностью.

Виной тому отчасти аномально теплые зимы последних лет (акватория залива не сковывается льдом, который защищает берег от размыва), отчасти человеческий фактор. В районе Сестрорецка, например, пляж широкий, и, казалось бы, даже сильным штормам до дюн не достать. Но их разрушают автомобилисты, которые лихо разъезжают прямо по гребням дюн и паркуются среди здешних сосен.

Кроме того, длинная полоса песчаных пляжей — лакомое место для ресторанного бизнеса, и владельцы заведений нередко наносят берегу существенный вред, порой сами того не желая.

Причиной размыва дюн называют аномально теплые зимы последних лет и человеческий фактор

— Все беды — от неумного и неуклюжего вмешательства в природу, — объясняет проректор Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) Георгий Гогоберидзе. — Вот представьте, на берегу, прямо перед дюнами построили ресторан. Между тем море по-прежнему продолжает намывать сюда песок. Только если раньше он подпитывал дюны, то теперь спотыкается о здание. Соответственно, дюны «растекаются»… Привезти несколько самосвалов песка и просто подсыпать, чтобы сохранить изюминку этого места, — самое плохое решение из всех возможных, выкинутые деньги. В лучшем случае — размоется привезенный песок, в худшем — вместе с ним уйдут в море и последние остатки дюн. Спорить с природой так наобум нельзя.

Примеры разного подхода к строительству в береговой зоне геологи и метеорологи могут приводить долго. Вот довольно большой ресторан стоит за дюнами, не мешает ни отдыхающим на пляже, ни природе. Снимки из космоса подтверждают: за несколько лет береговая линия здесь нисколько не изменилась. А вот другой ресторан: владельцы построили его почти на полосе прибоя, чтобы можно было романтично ужинать с видом на море. Результат: каждую зиму шторма и лед подламывают сваи, и подниматься на террасу уже попросту опасно. Хозяева третьего заведения взяли и выложили в воде дугу из валунов, рассчитывая, что она создаст уютный мини-залив и защитит песок на берегу от размыва. Вместо этого получили затхлое болотце с вонючей тиной. Решили исправить ошибку и разобрали валуны, но представить себе не могли, чем чревато изменение конфигурации дна. За короткий срок волны вымыли на этом участке весь песок и оставили беспокойных рестораторов вовсе без пляжа.

— А всего-то надо было обратиться к профессионалам, которые провели бы грамотное моделирование, — заключает Георгий Гогоберидзе. — Сама по себе береговая линия в Курортном районе находится в состоянии динамического равновесия, она то размывается, то восстанавливается. Но это при условии, что природе не мешают. Если же не остановить «кустарное», бездумное строительство, может случиться катастрофа.

Спасти берег

«Размыв дюн — очень опасное явление, — утверждают специалисты Всероссийского научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ) в своем исследовании «Курортный район Санкт-Петербурга. Проблемы берегозащиты». — Дюны представляют собой естественный «резервуар» песка, своеобразный буфер, сохраняющий берег. Они могут частично разрушаться в ходе экстремальных штормов, а затем постепенно восстанавливаться. Однако в случае, если равновесие в береговой зоне нарушено и дюны не восстанавливаются естественным путем за один-два года, необходимо проведение комплекса мероприятий по их искусственному восстановлению. Систему существующих в настоящее время в Курортном районе берегозащитных сооружений следует признать неэффективной, а положение с размывом берегов весьма опасным».

В РГГМУ перечисляют несколько вариантов укрепления. Можно, например, убрать берега в камень, как у Невы в центре Петербурга. Решение, оптимальное для города, но совершенно не подходящее для морского побережья с пляжами и дюнами. Кстати, в свое время такими волноотбойными плитами обложили Дубковский мыс в Сестрорецке. Получилось плохо. За несколько лет штормы искорежили и разметали огромные бетонные плиты. Деньги на то, чтобы привести мыс в порядок, вряд ли найдутся в обозримом будущем.

Второй вариант — досыпать берег. Как в литовской Паланге, где искусственным образом создали один из лучших балтийских пляжей, предварительно рассчитав точную математическую модель по многим параметрам — от типа песка до уклона.

Третий способ — установить берегозащитные сооружения в виде волноломов или бун, выступающих в море. При правильном подходе, с учетом течения, метеорологической и гидрологической динамики, они будут удерживать песок в искусственно созданных бухтах. Такой подход применяется довольно часто. В частности, на черноморском побережье от Туапсе до Сочи ряды бун не только сохраняют пляжи, но и укрепляют берег, по которому проходит железная дорога.

Специалисты из ВСЕГЕИ пришли к выводу, что для Комарово и Репино наиболее эффективным методом было бы создание искусственных пляжей в комплексе с берегозащитными сооружениями. Но это означает огромную работу, начиная с подготовки генеральной схемы берегозащиты. Пока ни о чем подобном речь не идет.

— Считать ли размыв пляжей актуальной проблемой — вопрос философский. Судя по сообщениям жителей, сейчас их волнуют более злободневные темы, — говорит советник главы администрации Курортного района Василий Ансимов. — Кстати, в советское время существовал проект создания набережной от Сестрорецка до Зеленогорска. Она была бы, конечно, украшением района и центром курортной жизни всего Санкт-Петербурга. Однако ее строительство — это грандиозный по затратам проект, который району в одиночку не потянуть.

Пляж вместо болота

Яркий пример того, как быстро хороший пляж может прийти в негодность, — участок в акватории Финского залива от комплекса защитных сооружений до Сестрорецка.

— В последние годы экологическая ситуация здесь значительно ухудшилась. Вода цветет, скапливаются загрязнения, еще недавно чистые места заболотились и поросли камышом, — рассуждает Георгий Гогоберидзе. — Впрочем, скоро ситуация изменится: здесь реализуется проект создания искусственной территории, так что значительная часть проблем (затопление, заболачивание и так далее) будет решена. Вдобавок появится достойная инфраструктура. Опасения же насчет того, что новая линия берега изменит течение и как-то повлияет на пляжи Курортного района, беспочвенны. Да, течение изменится, но точно не в худшую сторону и размыв не спровоцирует. Это я говорю как человек, который знакомился с документацией по проекту.

Российские геологи и метеорологи с удовлетворением констатируют: в последние годы бизнесмены, собирающиеся что-то строить на прибрежной территории, наконец стали прислушиваться к их рекомендациям. Так, долгое время обсуждался проект создания особой экономической зоны на Куршской косе со строительством там баз отдыха и прочих рекреационных объектов. Моделирование показало: если все оставить, как есть, коса будет находиться в состоянии динамического равновесия, когда размывы компенсируются естественными намывами. Но если ее застроить, уникальный природный объект непременно разрушится. Сейчас вопрос строительства на Куршской косе закрыт.

— Исследования береговой линии проводятся постоянно. Но до сих пор мы только аккумулировали их результаты у себя. И вот недавно процесс сдвинулся. Предприниматели поняли: дешевле сразу все сделать правильно, чем потом переделывать и платить лишнее. Тем более что наше законодательство устроено так, что со временем штрафы за нарушения будут только расти, — говорит Георгий Гогоберидзе. — Надо сказать, в России природоохранные законы намного жестче, чем в Европе, а главное — направлены на сохранение окружающей среды для будущих поколений. Финские же, например, ориентированы лишь на то, чтобы поддерживать порядок в данный конкретный момент. Поэтому коллеги из Финляндии нас порой не понимают. У них, например, нет такого понятия, как «компенсация загрязнения окружающей среды». Потому что там просто укладываются в установленные нормы и не загрязняют. Хочется верить, что и мы со временем к этому придем. Законы-то у нас правильные, осталось научиться их выполнять.

Евгения Цинклер (Санкт-Петербург),

«Российская газета» (Экономика Северо-Запада) N6316 от 25 февраля 2014 г.

©  ecogazeta.ru


Читать полностью:


http://ecogazeta.ru/archives/5829
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/30995

//  Экономика
  Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Международные кооперации и ориентация на Восток
  Директор Центра стиля НАМИ: мы выбирали из 78 вариантов стиля автомобиля бренда АУРУС
  Прогнозировать и управлять: как предотвращать техногенные катастрофы?
  Возобновляемая энергетика в России и в мире — как развивается отрасль?
  Буренок из Шотландии и Тибета принимают в хозяйстве Выборгского района
  «Петерфуд» — крупнейшая продовольственная выставка Северо-Запада с 1991 года
  III Форум кибербезопасности государства «ЦИФРОТЕХ» пройдет в Санкт-Петербурге
  «Балтийская жемчужина» стала победителем премии «Инвестор года-2023»
  В Санкт-Петербурге впервые пройдет ИТ-конференция «Импульс Т1»
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
  Культура // Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.
//  История
  С Ленинградским Днем Победы!


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru