|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
ВСЕ КРАСКИ ТЕАТРАЛЬНОГО МИРА
ВСЕ КРАСКИ ТЕАТРАЛЬНОГО МИРА
«АН-Петербург» // 16.04.17

Спектакли, которые вошли в программу фестиваля «Встречи в России», оказались не только яркими и интересными, но и дали множество поводов для раздумий о том, что сегодня волнует деятелей русскоязычных театра на просторах ближнего зарубежья. Публика увидела постановки фестивальной афиши на большой и малой сценах Театра-фестиваля «Балтийский дом».

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С БРЕХТА И ТОЛСТОГО

Формирование фестивальной афиши любой крупного форума – процесс сродни таинству творчества. Основой для окончательного решения становится сочетание стольких факторов и обстоятельств, что никакой математической логики сие действо не поддается. При этом в последовательности показа тех или иных спектаклей или встреч совершенно разных постановок в пространстве одного дня и одного театрального комплекса, каковым стал для «Встреч в России» «Балтийский дом», возникают временами неожиданные и «рифмующиеся» сближения.

Афишу открыли хозяева площадки, показав недавнюю премьеру спектакля «Анна Каренина» в режиссуре Александра Галибина. Броское и минимизирующее сюжет романа Льва Толстого сценическое действо уже осмыслено критикой, отметившей трагический накал страстей одного из самых известных любовных треугольников в истории мировой литературы. Спектакль «Балтийского дома» оказался развернутым театральным «эпиграфом» к тематике тех постановок (а их было более дюжины), которые вошли в программу фестиваля. «Мысль семейная» оказалась актуальным трендом.

На следующей день уже гости – Рижский русский драматический театр - «с помощью» пьесы другого моралиста из века двадцатого Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» продолжил заочную полемику о тех чувствах, что движут нынче людьми. Показательно, что не адаптируя немецкого классика к дню сегодняшнему, авторы спектакля все же внесли одну существенную поправку в текст истории про бедную китайскую девушку Шен Те (Екатерина Фролова), переназвав собственную версию на манер синтеза Востока и Запада – «Добрый человек из СезуанИ». Назидательность фабулы, расцвеченная музыкальными вставками из наследия Пауля Дессау помогла режиссеру Элмару Сенькову, сохранить баланс между позитивом и негативом явно депрессивного свойства, когда «плохой конец заранее отброшен». Однако продолжение фразы самого Брехта – «он должен, должен быть хорошим!» - все же подвергается сомнению.



МАЛОЕ ПРОСТРАНСТВО БУРНЫХ ЧУВСТВ

А параллельно брехтовскому спектаклю на большой сцене в знаменитой 91-й аудитории «Балтийского дома» молодые артисты Тбилисского русского драматического имени Грибоедова разыгрывали «театральный семейный альбом» «Ледяные картины» в постановке финнского режиссера Яри Юутинена. Перед публикой, переполнившей мини-зал, разворачивались картины семейных отношений, экспрессивно представляемых грузинскими студентами, вполне в традициях кавказского сценического темперамента, который всегда отличал театральные школы всех трех некогда братских союзных республик. При этом надо понимать, что этот спектакль, как и все остальные постановки фестиваля, игрался на русском языке, а автором пьесы является соотечественник режиссера Кристиан Смедс.

Пластическая культура актеров достойна восхищения, тем более, что режиссер вынуждал их постоянно менять ритм каждой из картин, подталкивая к интонациям, мимике, движениям, скорее характерным для более объемного сценического пространства. Но оказалось, что «мысль семейная» таким вот театрализованным способом вызывает ответную реакцию зрителей, которым просто некуда деться от постоянно развернутых к ним лицом к лицу мизансцен.

Камерность подобного пространства «работала» на пользу большинству спектаклей фестиваля. Даже там, где на сцене всего только три участника. Как произошло это в постановке Игоря Лысова «Ночь для Евы» (Русский театр Эстонии, Таллин). История о том, как в гости к владельцу книжного магазина (его играет сам режиссер) пришла странная женщина Лилли (Наталья Мурина), оборачивается вполне семейным выяснением отношений не только с незнакомкой, но и с внучкой хозяина Евой (Мария Павлова). Все осложняется трагическими эпизодами военного прошлого, чем расширяется времЕнное пространство спектакля. Но эмоции, которые получают зрители, в ходе спектакля, вполне шоковые, в конце концов, заставляющие задуматься о том, что есть Зло и Добро, Ложь и Правда в современном мире.

Совсем иную эмоциональную партитуру предложил Василий Маслий в абсурдной мелодраме «Навсегда-навсегда», сыгранной артистами Донецкого музыкально-драматического театра на той же малой сцене. Ирония, которую так и хочется именовать «драматической», конечно, происходит от текста пьесы Ксении Драгунской, взятой за основу. Продуманное авторское решение пронизывает все компоненты постановки – от аудиоряда до костюмов, погружая публику в многокрасочный на оттенки и подтексты мир современных героев. Чтение в прологе знаменитых пушкинских строк «У Лукоморья» – ключ к пониманию этого мира, в котором значимы только ценности духовные, а, стало быть, и культурные.



ПОД СЕНЬЮ ПУШКИНА И…КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Впрочем, тень Александра Сергеевича возникла в прологе еще одного спектакля из Прибалтики – «Кукловод», который сыграли на фестивале артисты Вильнюсского молодежного театра «Арлекин» (режиссер – Татьяна Тимко). Идея разыграть сюжет шекспировского «Отелло» артистами… условного кукольного театра на невероятной смеси итальянского и русского поначалу кажется почти трюком из «капустника». Но постепенно она насыщается драматическим смыслом, заставляющим вспомнить блоковский «Балаганчик» и Пьеро, «истекающего клюквенным соком». Здесь эмоциональные краски раешника, театрального веселья никак не могут скрыть трагичность первичного сюжета, а отменная пластическая культура артистов, вроде бы акцентируя условность представления, на самом деле оборачивается визуальным смысловым акцентом.

После подобного театрального зрелища уже никак не удивляет «Гамлет», которого дерзко сыграли артисты Могилевского областного театра кукол (Беларусь). Жанр представления – «трагифарш» - вполне наглядно реализован в режиссуре Игоря Казакова, который пошел на эксперимент, соединяя экспрессию мира кукол и живого плана, когда артист становится и кукловодом, и одновременно исполнителем роли, следуя шекспировскому тексту. Увиденное увлекало и оставляло в приятном удивление: «Неужели вот так можно разыгрывать классику?». Ответ был получен при встрече с другими фестивальными спектаклями.



ВСЕ КРАСКИ КЛАССИКИ

Праздничная и восторженно-костюмная версия «Безумного дня» Бомарше (Казанский русский драматический театр имени Качалова), предложенная Александром Славутским, оказалась своеобразной эмоциональной кульминацией фестиваля, развернув публику в сторону позитивно-радостного ощущения театральной реальности, в которой яркие краски встречаются ничуть не реже иных сочетаний. Свою часть позитива в палитру впечатлений добавил спектакль «Оркестр» по пьесе Жана Ануйя (режиссер – Татьяна Захарова), который с темпераментом и отменной движенческой выучкой сыграли артисты Бишкекского городского театра имени А. Умуралиева. Обе эти постановки потвердили одно из главных впечатлений от постановок фестиваля: приехавшие из разных городов и весей коллективы обладают профессионально подготовленной по части пластики труппами, способными на реализацию любого замысла постановщика в предлагаемых жанровых рамках.

Это может и быть библейская импровизация, как в спектакле «Иона» (Ереванский театр кукол), и «декадентский бред» «Лю» (по Чехову), исполненный артистами Ташкентского драматического театра, и «поэма» «Исповедь Омара Хайяма» (Русский драматический театр имени Маяковского, Душанбе).



НЕРВ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Тревоги и заботы современной нам реальности словно оставались за пределами театрального зала. Но ни участники фестиваля, ни его зрители, не могли не думать о том, что происходило и происходит в большом и яростном мире. Но нервное ощущение беспокойства время от времени прорывалось в те залы, где игрались спектакли. И когда казалось, что со сцены рассказываются вполне локальные, персонифицированные истории, когда звучат исповедальные слова с надрывными интонациями и саморазоблачающим пафосом, то на самом деле эта ползучая действительность порождает в зрителях те чувства и мысли, которое вполне можно именовать «моральным беспокойством». Об этом напомнил и один из ключевых спектаклей в фестивальной программе – «Пробуждение» в постановке набирающего популярность якутского режиссера Сергея Потапова.

Спектакль представили артисты Русского драматического театра имени Горького из Астаны. Тем самым предъявив аргумент о важности и необходимости постоянного проведения фестиваля «Встреч в России», во время которого и происходит сверка творческого времени и поисков тех деятелей театра, который с его помощью являют зрителям все краски окружающего нас мира.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/31021

//  Культура
  Премьера спектакля «Царь-рыба»
  «Арлекин» уже близко
  Премьера спектакля «Ретро»
  Риск – благородное дело молодых
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
«Арлекин» уже близко
15 апреля в Петербурге стартует XXI фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», в рамках которого вновь состоится вручение одноименной Российской Национальной театральной премии.
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Город
Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru