|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Музей геноцида Туоль Сленг. Пномпень, Камбоджа
В период с 1975 по 1979 год Красные кхмеры использовали здание обычной средней школы как тюрьму — «Тюрьму безопасности 21», или сокращенно «S 21».
За 4 года в ней было заключено около 20 тыс. человек, точная цифра неизвестна. Музей открыли в 1980–м. Экскурсии с рассказом о режиме Красных кхмеров проводят родственники пострадавших.
Новости  //  Общество  #Память

#70 лет Победы   #Авто vs. мото   #Армия   #Безопасность   #Бессмертный полк   #Благотворительность   #Блокада Ленинграда   #В Президентской библиотеке   #Внешние связи   #Волонтеры   #Впервые в России   #ВПИТЕРЕ-Free   #Герой нашего времени   #Город для горожан   #Город-спутник Южный   #ГОСТЬ   #Градозащита   #Дача   #День ВМФ   #День Победы   #ДЕНЬ РАДИО   #День Радио   #День рыбака   #Деньги   #Дорога жизни   #Законопроект   #ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО   #История   #Их нравы   #Криминал   #Медицина   #Мобильный репортер   #Мода   #Музеи   #Наследие   #Наука и власть   #Национальный акцент   #Непознанное   #Образование   #ОТ СМЕШНОГО ДО ГРУСТНОГО   #Охрана памятников   #Пасха   #Права человека   #Призыв   #Природа   #Природоохрана   #Продолжаем тему   #Религия   #Репортаж   #Рынок труда   #Сад-огород   #Ситуация   #СМИ   #Событие недели   #Социальные сети   #Спорт для всех   #Телезвезды   #Транспорт   #Трудовые мигранты   #Туризм   #Феминизм   #Фестивали   #Финский залив   #Хорошая новость   #Школы   #Шпионаж   #Экология   #Экскурсии   #Это интересно   #Юбилей  
//  Общество
  «Ночлежка» собирает блины для бездомных людей
  В метро Санкт-Петербурга есть услуга, о которой почему-то мало кто знает
  Пользователи VK собрали для «Ночлежки» 700 000 рублей
  Защитники Сиверского леса оспаривают в суде приватизацию реликтовых гектаров
  Жители Ленобласти просят переименовать станцию метро «Девяткино»
  Телеканал «78» вошел в ТОП-10 самых популярных телеканалов
  Историки просят сделать территорию Невского пятачка неприкасаемой для застройки и песчаных карьеров
  В Тихвине установили памятник погибшим при эвакуации детям блокадного Ленинграда
  В Ленобласти закрепляют границы воинских достопримечательностей
  Почему возникла путаница с захоронениями павших в Великой Отечественной войне



AN-Piter.ru Помнить все
Помнить все
Каким может быть Музей блокады
AN-Piter // 09.10.17
0,0

Конкурс на новое здание Музея блокады – первая за долгое время попытка создать в Петербурге большой исторический музей. В связи с этим архитектурный критик Мария Элькина попробовала разобраться, как нужно и не нужно увековечивать прошлое в городском пространстве, и объяснить, почему старые стены лучше новых.

В сентябре подвели итоги конкурса на новое здание Музея блокады. Это событие должно было стать в положительном смысле знаковым для города, но не стало. Из девяти предложений архитекторов ни одно не оказалось достаточно точным и своевременным. Одни повторяли стилистику мемориалов пятидесятилетней давности, другие — приемы хорошо известных современных зданий.

Конечно, ключевую роль здесь сыграла трепетность темы — все, что связано с блокадой, слишком болезненно. Найти адекватное выражение одной из самых больших трагедий новой истории не может быть просто. Тем не менее есть и другая причина неудачи — изначальное отсутствие представления о современном музее памяти. Он призван точно документировать события, наглядно объяснять или погружать в эпоху эмоционально — не то что ответов нет, даже и вопросы не заданы.

Петербург во многом является заложником собственной славы. У нас Эрмитаж — не только главный музей, но и достопримечательность номер один. Всякий выросший на берегах Невы ребенок точно знает, что музей — это такое старое, хотя бы полуторавековое здание, где на стенах развешаны полотна желательно еще более старых мастеров. Нам можно только позавидовать: к тому, ради чего сотни миллионов людей путешествуют по миру, мы привыкли как к норме.

Обратная сторона медали состоит в узости взгляда: поскольку слово «музей» автоматически ассоциируется с музеем изобразительных искусств, все остальные рассматриваются по остаточному принципу. Оставим в стороне даже тот факт, что в пятимиллионном городе, считающем себя культурным и образовательным центром, нет стоящего музея науки и техники. И исторические музеи у нас стабильно занимают положение заведений второго ряда — хотя, по идее, они могли бы быть альтернативой. Когда нельзя сравниться в яркости экспонатов, нужно искать другие пути, они есть и известны.

Конкурировать сегодня с классическими музеями невозможно, во всяком случае оставаясь в рамках предложенного ими жанра. Назрела необходимость переосмысления того, что такое память в общественном пространстве. Современный зритель уже не ищет фактов, они доступны ему в Интернете. 50 лет назад скрупулезное документирование, последовательное представление экспонатов было нормой и часто достижением. Сегодняшней аудитории, и более многочисленной, и по–хорошему избалованной, этого недостаточно — факты, записи, фотографии, карты он вполне может изучать, не вставая с дивана. Он выходит из дома в поисках впечатлений и сопереживаний, того, что недоступно на экране компьютера.

Для их создания есть две принципиально разные возможности. К одной из них как раз попробовали прибегнуть организаторы конкурса на Музей блокады. Она заключается в том, чтобы само здание было памятником. Ставка в данном случае делается на искусственно созданную эффектность. Значительная часть музеев катастроф сделана именно так. Еврейский музей Даниэля Либескинда в Берлине интересен архитектурой гораздо больше, чем по–немецки дотошной экспозицией. Частично его принципом воспользовалась в нынешнем конкурсе «Студия 44». У Либескинда в музей были встроены «Башня холокоста» и «Сад изгнания». Петербургские архитекторы предлагают весь музей устроить как последовательность тематических блоков, каждый из которых посвящен отдельной теме: «Окруженный город», «Погребенный город», «Быт».

Но высказывание Либескинда, польского еврея по происхождению, в Берлине было личным и на тот момент уникальным в своем роде, и поэтому его эффектность не кажется наигранной. Когда такие идеи переносятся на другую почву, они начинают звучать как лишенная подлинных чувств пафосная речь.

Насколько–то близки к цели создания образного здания оказались финны из бюро Landelma & Mahlamaki. Они в качестве наземной части музея предложили оборванную спираль — лаконичный символ надежды и отчаяния. Но и он не звучит так ярко, как хотелось бы.

Где может быть Музей блокады

В основном же участники конкурса схватились за традиции советских мемориалов.

Чтобы сделать музей, интересный как объект, надо было и лучше формулировать задачу, и приглашать бюро совсем другого уровня. Не обязательно богов архитектурного олимпа вроде того же Либескинда, они как раз уже сделали свои самые яркие высказывания и едва ли могли бы показать в Петербурге что–то уникальное.

Имело смысл искать по миру, в том числе и в России, тех, кто доказал в международном масштабе свою состоятельность и вместе с тем чувствительно реагирует на локальный контекст.

Однако выбранный организаторами путь — не единственный и не самый лучший для Петербурга, где любое заметное вмешательство в ландшафт воспринимается по меньшей мере скептически, а от официоза люди устали за годы советской власти.

Второй вариант, к которому и следовало обратиться в случае с петербургским Музеем блокады, противоположен всему, что связано в нашем сознании со словом «мемориал». Он заключается в снижении пафоса, переходе на тихую человеческую тональность. Атмосфера событий передается настолько доходчиво и просто, что посетитель не чувствует психологического барьера между собой и людьми, задействованными в них.

Преимуществом современного музея может быть способность рассказывать живые истории, в них чувствительная сторона жизни может оказываться так же осязаема, как и рациональная. К слову, и Эрмитаж — один из самых популярных в мире музеев не только благодаря богатейшей коллекции. Оставлять восторженные отзывы посетителей заставляют дворцовые интерьеры, создающие эффект погружения. Они дают пищу для эмоций и захватывают воображение больше, чем полотна Никола Пуссена.

В таком случае для Музея блокады вполне подошло бы старое здание, благо очень многие связаны с трагическими событиями. Или, как горожане уже предлагают в петиции, — Левашовский хлебозавод. Здесь тоже нужна тонкая работа, на грани реконструкции и консервации, но ничего не придется изобретать.

Если уж говорить совсем прагматично: Петербургу не обязательно создавать некую особенную атмосферу, она уже есть. Вопрос только в том, чтобы правильно ее преподнести.

Удачным примером того, как это однажды сделали, можно назвать открывшийся всего на день музей–квартиру Иосифа Бродского. Коммуналку, в которой поэт провел ленинградские годы, почти не тронули — сохранили не только старые доски, но и запахи. В таком антураже совершенно любой экспонат, будь то фотокарточка родителей поэта или его прижизненный бюст работы итальянского скульптора, неизбежно становится откровением, потому что он уже не столько музейный предмет, сколько часть чьей–то жизни.

Аутентичные стены как вместилище Музея блокады будут выглядеть более уместно, чем любое оригинальное здание, потому что в них заведомо нет ничего надуманного. В конце концов, эта страница истории слишком страшная и может обойтись без дополнительного усиления. Скорее наоборот — чем спокойнее ее излагать, тем убедительнее и эмоциональнее она прозвучит.

На своем месте

В мире есть несколько классических примеров музеев памяти, построенных с нуля. Например, Яд ва–Шем в Иерусалиме, основанный в 1953 году, или Еврейский музей в Берлине Даниэля Либескинда, построенный в конце прошлого века. Однако самое честное и страшное впечатление производят те мемориальные места, которые открылись непосредственно в местах катастрофических событий.

©  dp.ru


Читать полностью:


http://dp.ru/a/2017/10/06/Pomnit_vse
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/31488

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

  //  Видеосюжеты
В Санкт-Петербурге наплыв из желающих посетить выставки и музеи
1TV.ru 
//   Новости
  Город // Изобретатель оружия против сосулек получит миллион рублей
  Общество // «Ночлежка» собирает блины для бездомных людей
  Общество // В метро Санкт-Петербурга есть услуга, о которой почему-то мало кто знает
  Город // В Петербурге построят временный мост
  Наука // Пространство интеллектуального притяжения в Санкт-Петербурге открыто для всех!
  Досуг // В Северной столице запустили первый в России "Аэролифт"



    //  Ленинградская область
  Происшествия // В Курортном районе на переезде в Рощино столкнулись автобус и поезд «Ласточка»
  Происшествия // В Ленобласти наградили девушку, спасшую человека из тонущего в реке автомобиля
  Соседи // Сотни машин «застряли» в Ленинградской области на границах с Эстонией и Финляндией
  Город // Градсовет Ленобласти отправил на доработку планы по развитию Мурина и Кудрова
  Общество // Защитники Сиверского леса оспаривают в суде приватизацию реликтовых гектаров
//   Объявления
      Найдена такса на Стойкости
11.02
      Осторожно!! Работает группа женщин-воровок в Мега Дыбенко
11.02
    ПОМОГИТЕ НАЙТИ!
11.02
//  Криминал
      Ищем Свидетелей! Важна любая информация. Избили ребенка
11.02
  Работа  Директор
100 000 р.23.01
//  Культура
Кроха сын к отцу пришел...
Премьерный спектакль «Гамлет» Юрия Бутусова в театре им. Ленсовета – история странная: камерная, семейная, но и одновременно космическая, вечная, настолько простые и безмерные вопросы она затрагивает.
//  История
  День полного снятия блокады Ленинграда: программа мероприятий
27 января город на Неве вспоминает знаменательную дату: 74 года назад Ленинград был освобожден от вражеских захватчиков спустя долгие и ужасные 872 дня блокады. В честь «Ленинградского Дня Победы» в Петербурге пройдет немало памятных мероприятий — от реконструкции победного салюта до чтения стихов Ольги Берггольц.
//  Культура
  Вся эта вера, надежда, любовь
//  Культура
  Международный фестиваль времени
//  Соседи
  А ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ АВТОБУСЫ?
Финны не согласны с решением Минтранса России
//  Здоровье
КАК СОХРАНИТЬ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Каждый седьмой россиянин нуждаются в психотерапевтической помощи
Такова точка зрения главного психотерапевта Санкт-Петербурга, доктора медицинских наук, профессора Владимира Курпатова, члена правления Российского общества психиатров, Президента профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации России. С ним беседует наш корреспондент Татьяна Зазорина.
//  Точка зрения
  Как сиюминутная «злоба дня» разрушает инфраструктуру здравоохранения
//  Экономика
  Пекка Вильякайнен: Мы должны быть как китайцы — смотреть и копировать
//  Экономика
  ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
На Балтийском строят арктический атомный и дизель-электрический флот России
//  Экономика
  В МОРЕ БИЗНЕСА БЕЗ ЛОЦМАНА ТРУДНО
Россия – Латинская Америка: курс на сотрудничество



©  AN-Piter.ru
©   ООО <Аргументы недели -
Санкт-Петербург>,
материалы с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов с подписью <АН-Петербург> в печатных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru