О Японии — струнами древнего сямисэна. В каждой мелодии японской балалайки — традиции и обычаи страны восходящего солнца. Народный музыкальный инструмент в стенах академической капеллы звучит в исполнении известного на Родине ансамбля. Они удивляют Петербург, а он — их.
«И зрители, и люди, которых мы встречаем на улице, впечатляют. Все ведут себя с таким достоинством, знаете, как джентльмены, в Японии такого уже не встретишь», — признается лидер ансамбля традиционного инструмента «Сямисэн» Есиюки Касаи.
Международный культурный форум проходит с японским и казахстанским колоритом. Официальные почетные страны-гости мероприятия — в центре внимания. Для музыкальных и танцевальных коллективов Японии и Казахстана открыты двери лучших залов Петербурга. На сцене Михайловского театра — история Казахстана языком пластики. На постановку «Наследие Великой степи» билетов не достать. Аншлаг и на совместном концерте Бориса Березовского и Акико Суванаи.
Один из самых известных пианистов и виртуозная скрипачка. Имя Бориса Березовского — украшение любой музыкальной афиши во всем мире, как и Акико Суванаи. Самая молодая победительница в истории международного конкурса имена Петра Ильича Чайковского. Премию японская исполнительница получила в 18 лет. В том же 1990 году на конкурсе золотой медалью отметили и пианиста Бориса Березовского. Признанных мастеров классической музыки петербургский форум свел на одной российской сцене.
«В России мы в первый раз вместе выступаем, мы вместе выиграли конкурс Чайковского, она со скрипкой, я на рояле, и сегодня действительно для нас такое событие, и нам это доставляет огромное удовольствие», — говорит заслуженный артист Российской Федерации Борис Березовский.
«Выступать здесь — это каждый раз восхищение и восторг. Я, конечно, японка, но мне близка русская культура, она поразительная», — отмечает скрипачка (Япония) Акико Суванаи.
Музыка вне политики. Стереть границы между 70 странами-участницами форума призван и Международный джазовый фестиваль. Первый в России. Вся элита мирового джазового сообщества в эти дни в Петербурге. На мастер-класс к одному из лучших вокалистов современности, обладателю премии Грэмми Керту Эллингу — очередь из начинающих исполнителей.
«Я бы не сказал, что научу будущих солистов каким-то хитростям, скорее покажу, как осознать себя в вокале, поделюсь какими-то техниками. Я знаю, что певцов будет много. Они будут разные, мы поговорим об импровизации, я просто попытаюсь помочь им найти себя в пении», — рассказывает американский джазовый вокалист, лауреат премии «Грэмми» (2009) Керт Эллинг.
Первый международный джазовый фестиваль в России это еще и возможность заявить о себе. Выступить перед известными профессионалами музыкальной индустрии. Но попасть на так называемые шоу-кейсы в этом году смогли не все.
«Было трудно, 115 групп подали заявки, а их надо было 12 на 12 шоукейсов. Удивительно. Прямо по сердцу резали, было очень тяжело», — говорит саксофонист, народный артист России Игорь Бутман.
Шанс показать свой талант перед профессиональной публикой у начинающих исполнителей скоро еще представится. Право стать столицей международного Дня джаза ЮНЕСКО доверило Санкт-Петербургу. В апреле следующего года здесь снова соберутся лучшие джазовые исполнители со всего мира. |