- Елена, где и как родилась сама идея хорового чемпионата? И оправдывает ли сегодня список его участников «мировой масштаб», заявленный в названии?
- Мы заявили мировой уровень нашего хорового соревнования потому, что смотрим далеко вперед, потому что мечтаем... И год от года число стран-участников Чемпионата растет: в этом году их было уже семь – Россия, Китай, Латвия, Беларусь, Казахстан, Финляндия, Молдова. А идея о проведении масштабного детско-юношеского хорового соревнования родилась в Петербурге, где мы уже 15 лет проводим в августе месяце фестиваль «Поющий мир». Как организаторов нас расстраивало, что на фестивале, принимающем коллективы с участниками всех возрастов, мало представлены детские хоры. Секрет был прост: на летнее время приходятся школьные каникулы, и дети разъезжаются на отдых... Но руководители детских коллективов не раз просили нас что-то придумать для их учеников, и так появилась идея об организации во время учебного года отдельного детско-юношеского регулярного хорового мероприятия. Возрастной ценз сначала хотели установить, начиная с младшего школьного возраста (7 лет) до возраста окончания юности (19 лет), но поняли, что так из поля чемпионата выпадает студенчество, и тогда расширили возрастные границы до 25 лет. Это решение оказалось оправдано: возрождение традиций хорового пения в студенческих коллективах заметно прибавило нам количество участников.
Долго размышляли над формой проведения: ведь для детей и молодежи банальный конкурс не так привлекателен, как для взрослых. Спортивное слово «чемпионат» привносило недостающий дух соревновательности и вовлекало в процесс участников, юный возраст и энергетика которых требуют состязательности. Мы также предложили участникам чемпионата и форму выступления, отличную от традиционной формы взрослых конкурсов. У нас это – мини-концерты: на каждой площадке чемпионата выступают друг за другом шесть хоров-участников. Это позволяет оценивать конкурентов не только силами жюри, а и самим ребятам сравнивать, понимать, кто лучший, как этот результат достигается...
- Название «чемпионат» также предполагает и определенную систему «отсева» участников в ходе соревнования...
- Да, и тут у нас тоже все «по-спортивному»: одна восьмая (все участники, подавшие заявки на участие), одна четвертая финала, полуфинал (в него проходят 12-13 коллективов) и финал. Обычно у нас для конкурсных выступлений задействованы в городе несколько площадок, среди которых Шведская церковь на Малой Конюшенной улице, Белый зал Политехнического университета и Актовый зал Государственного университета. Выступления обычно разносятся нами на три потока – утро, день и вечер. Названные площадки обладают прекрасной акустикой (техническое усиление звука мы даже не рассматриваем), что очень важно как для участников чемпионата, так и для его зрителей, которые свободно допускаются на все этапы. Ведь таким образом мы популяризируем хоровое пение, обязательно включающее народную музыку и классические произведения.
Последние два этапа проводятся в Капелле в форме единого концерта из двух отделений. Присуждаются бронзовые, серебряные, золотые дипломы и Гран-при. В прошлом и предыдущих годах в финале за единственный Гран-при соревновались участники разновозрастные, но в этом году, руководствуясь нашими регулярными бурными «разборами полетов» - обсуждениями по окончании чемпионата, мы разделили все хоры на возрастные потоки: дети (7-12 лет), школьники (13-16 лет), студенты (17-25 лет). Такое деление разумно в силу разного хорового опыта и разной зрелости голосов наших участников. Соответственно, у каждой категории появился и свой Гран-при.
- Кто же нынче получил Гран-при?
- В этом году в младшей возрастной категории жюри так и не присудило Гран-при. Два других (соответственно возрастному делению) уехали в Латвию (детский хор «Лиелварде» Лиелвардской школы музыки и искусств) и в Москву. Столичное училище Гнесиных, кстати, доказало нынче истину, что хор, приезжающий на чемпионат, и хор, уезжающий с него домой – это (по сути) уже два разных коллектива. Ведь сначала, по мнению жюри на первом этапе чемпионата, хор из Москвы мог дойти максимум до первого места. Но уже упомянутый дух соревновательности сделал свое дело – хор преобразился буквально на глазах и стал чемпионом в своей возрастной группе.
- Можете сказать, чем участники чемпионата – 2018 отличались от участников соревнований хоров прошлых лет?
- В этом году почти все хоры смогли сделать из своих выступлений настоящие шоу. А ведь еще несколько лет назад, глядя на статичные коллективы на сцене, трудно было представить, чтобы они решились на движение, на перестроение, на театрализацию своих номеров. Раньше это демонстрировали лишь самые передовые хоры, часто выезжавшие на международные фестивали, а теперь – почти все участники чемпионата. И это «оживление» пения тоже вызывает еще большую увлеченность участников хора самим процессом.
- Инициатором таких театрализаций кто обычно становится – сами дети или педагог?
- В хоре все зависит от педагога – от выбора произведения до формы его подачи слушателю. Зависит от педагога и составление конкурсной программы хора: грамотно подобранные произведения могут «по нарастающей» продемонстрировать возможности коллектива, подвести его к победе. Поэтому большое внимание мы хотим уделять на чемпионате обмену опытом между педагогами, привносящими не только необычные произведения в хоровой репертуар, но и оригинальные результативные методики работы с детьми и школьниками. Но не менее важен и обмен опытом между самими участниками. В этом нам помогают не только обсуждения выступлений, но и общий хор, традиционно завершающий чемпионат. Трехдневные репетиции этого хора, включающего более тысячи (!!!) поющих, сообщают детям огромный необычный опыт. Энергетика этого сводного коллектива, руководимого Игорем Матюховым, уникальна.. В этом году хор среди прочих произведений (включая обязательный гимн чемпионата) пел «Алиллуйя» Коэна – совсем «недетское» произведение...
- Кто финансово обеспечивает приезд в Петербург коллективов из других городов и стран, и помогает ли чемпионат своим участникам познакомиться с нашим городом?
- Коллективы приезжают за свой счет, многие находят спонсоров, благодаря письмам, специально направленным организаторами Чемпионата в адрес комитетов по культуре или конкретных компаний. Организаторы отвечают за предоставление площадок для выступлений коллективов, наличие печатной продукции чемпионата, которую все ребята и педагоги получают в подарок, за награждение призами и премиями и за культурную программу в Петербурге. Мы предлагаем хорам самые разные экскурсии, помогающие лучше узнать историю и культуру нашего города. Сам же чемпионат поддерживают самые разные организации, включая и городской Комитет по культуре.
- Сколько человек обычно входит в состав жюри и кто возглавлял жюри в этом году?
- Обычно в рабочем жюри - пять человек. На финал и полуфинал мы усиливаем жюри деканом дирижерско-композиторского факультета, заведующим кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессором Валерием Успенским и народным артистом России¸ композитором Яковом Дубравиным. Возглавлял жюри заведующий кафедрой Академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор, композитор Сергей Екимов, хор под руководством которого в прошлом году вошел в число победителей. Но есть еще и так называемое «почетное жюри», в которое входят главы методических объединений города и области. В финале и полуфинале они выносят свое, ни от кого не зависящее решение, часто не совпадающее с решением основного, рабочего жюри. Их право – присуждение приза «Восходящая звезда». Присуждаются также призы от Санкт-Петербургской Епархии и другие специальные награды, которые важны для наших молодых участников, каждый из которых хочет почувствовать себы чемпионом. Точно так, как поется в нашем официальном гимне: «Нас миллионы. Мы – чемпионы».
Беседовала Екатерина Омецинская |