Владимир Афанасьевич Малыщицкий (1940 - 2008) – уникальная личность в истории российского театра. Выпускник Ленинградского института культуры, ученик Юрия Любимова и Георгия Товстоногова, основал за свою жизнь несколько театров. Два из них - Государственный Молодежный театр на Фонтанке и Камерный театр Малыщицкого - до сих пор успешно работают в Петербурге и известны далеко за его пределами.
В 70-е-80-е годы, те самые, которые принято называть «годы застоя», имя Владимира Афанасьевича Малыщицкого было связано с профессиональной смелостью, человеческой открытостью, с творческим новаторством. А вот в 90-е и в начале 2000-х, когда рождалась и утверждалась «новая драма», Малыщицкий остался верен русской классике... Впрочем, этого режиссера всегда отличал безупречный выбор литературной основы для театральных постановок, и еще – фантастический дар притяжения лучших людей своего времени. Борис Голлер, Натан Эйдельман, Александр Володин, Фазиль Искандер, Вячеслав Кондратьев, Израиль Меттер, Наум Коржавин, Яков Гордин и другие известные литераторы были друзьями Малыщицкого и часто – его сотворцами, произведения которых ложились в основу спектаклей, объединенных не просто именем их создателя, а театроведческим термином «театр Малыщицкого».
В Ленинграде этот театр начинался в Институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), где в конце 60-х был основан студенческий театр «Студио». Он был известен не только обеим столицам, но и снискал награды многих зарубежных театральных фестивалей. В 1979 году ленинградский «филиал Таганки» (так называли детище Малыщицкого) получил в пользование от города здание бывшего катка в Измайловском саду и перерос в Молодежный театр. Увы, эпоха Малыщицкого в нем длилась недолго: после постановки по одноименному роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») режиссера «убрали» из созданного им театра. Уж слишком громко и нетрадиционно он говорил в своих спектаклях о проблемах, умолчать которые власти так хотелось на излете брежневской эпохи...
Камерный театр Малыщицкого возник уже позднее, в 1989 году, долго ютился в подвале на Большой Конюшенной, а в начале 2000-х при помощи Андрея Толубеева обрел дом на улице Восстания. Последнее детище Малыщицкого и ныне бережно хранит о нем память: выставка «Друзей моих прекрасные черты» подготовлена силами именно этого театра. В экспозиции выставки были представлены книги из личной библиотеки Владимира Афанасьевича с автографами драматургов, писателей, поэтов – людей, имена которых связаны с целой эпохой в истории отечественной литературы. Помимо уже названных писателей здесь можно было увидеть росчерки пера Сергея Юрского, Александра Кушнера, Андрея Вознесенского, Даниила Гранина, Эдварда Радзинского, Александра Житинского...
22 марта 2018 года, в день памяти Владимира Афанасьевича в театральной библиотеке собирались представители обоих основанных им и ныне действующих в Петербурге театров, литераторы, зрители. Вспоминая Малыщицкого, историк, публицист, главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин сказал: «Театр Малыщицкого – это яркое явление. Я видел многие спектакли Володи: его отличали сильный характер, не позволявший ему жить вне театра, и особые жесткость и резкость воспроизведения реальности на сцене. Огромную часть репертуара его Молодежного театра составляли спектакли, основанные на сильной, исторически правдивой литературе. «Сотников» Василя Быкова, «Отпуск по ранению» Кондратьева, «И дольше века длится день» Айтматова... Эти спектакли были динамичными не только за счет непрерывного физического движения актеров. В них чувствовалось движение времени, самого исторического процесса».
Дмитрий Вольский |