|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  История   #Блокада Ленинграда
Спасти Ленинград. Подлинная история «ладожского «Титаника»
Спасти Ленинград. Подлинная история «ладожского «Титаника»

AN-Piter // 28.01.19

Даже такая катастрофа, как гибель пассажиров баржи 752, стала лишь фрагментом колоссальной трагедии Ленинграда, потерявшего в тисках блокады более 600 тысяч жителей.

10 июля 1941 года, на третьей неделе войны, гитлеровское командование начало операцию, целью которой был захват Ленинграда. Несмотря на отчаянное сопротивление советских частей, противник приближался. В августе кровопролитные бои развернулись на подступах к городу.

30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с другими районами страны.

8 сентября 1941 года подразделения групп армий «Север» захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы. Ленинград оказался во вражеском кольце. Начиналась страшная и героическая история ленинградской блокады.


Водная дорога

В те дни еще не было понятно, удастся ли остановить вражеское наступление. Порой ситуация казалась безнадежной. Но для того, чтобы город сохранял шансы на борьбу, ему необходимы были поставки с «Большой земли». В Ленинград нужно было перебрасывать продовольствие и подкрепления для фронта, а из города необходимо было наладить эвакуацию.

Авиация не могла решать подобную задачу в тех масштабах, которые требовались, с суши город был блокирован. Оставалась последняя ниточка — Ладожское озеро.

30 августа 1941 года выходит постановление Государственного комитета обороны о проведении работ по оборудованию побережья Ладожского озера для приема и отправки грузов. Необходимо было расширить прибрежные железнодорожные станции, построить причалы и прорыть к ним подходные фарватеры.

Сроки выполнения работ были поставлены, казалось, нереальные. Уже к 12 сентября должен был быть готов причал для приема одного судна, а к 25 сентября одновременно должна была быть подготовлена возможность для одновременного приема 12 судов.

Невероятно, но факт — 12 сентября 1941 года буксир «Орел» доставил в бухту Осиновец, ставшую главным «портом» осажденного Ленинграда, две речные баржи с зерном и мукой. Из-за сложных метеоусловий одну баржу выбросило на берег, вторая затонула, но водолазам удалось спасти большую часть груза. Результат сочли вполне успешным, и водная артерия заработала.


Коварная Ладога

Грузы для Ленинграда доставляли на станцию Волхов, откуда их переправляли на пристань в Гостинополье. Там шла погрузка на баржи, которые буксирами вели через Волховский шлюз до Новой Ладоги.

Оттуда начиналась главная часть маршрута — примерно 15-18 часов по Ладожскому озеру до бухты Осиновец. Там грузы снова перемещались в вагоне, и по железной дороге доставляли в Ленинград. Эвакуация людей из осажденного города шла по данному маршруту в обратном порядке.

Самым страшным на этой дороге более чем 100-километровый участок, который необходимо было преодолеть по Ладожскому озеру.

Слово «озеро» многих вводит в заблуждение. Но Ладога — это не милый дачный водоем. Шторма здесь бывают такие, что нечасто встретишь и в открытом море. В довоенный период грузы везли в основном в обход озера — судоходными каналами вдоль Ладоги. По этой причине судов, способных выдержать удары стихии, было крайне мало. Да и погода осенью никак не располагает для подобных перевозок.

Но у Ленинграда не было выбора, не было другого маршрута. Поэтому предстояло действовать, несмотря на риск.


Приказ об эвакуации

16 сентября 1941 года в Ленинграде был сформирован воинский эшелон, в котором находились курсанты, преподаватели и выпускники ряда военные учебных заведений Ленинграда: Военно-морской медицинской академии, Ленинградского военно-инженерного училища имени Жданова, Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, Военно-морского училище связи имени Орджоникидзе. Кроме того, в эшелоне следовали сотрудники Гидрографического управления ВМФ. Среди тех, кто был в поезде, были не только военные, но и вольнонаемные, а также члены семей военнослужащих, женщины и дети.

Примерно в 9:30 утра состав отбыл с Финляндского вокзала Ленинграда, и в первом часу был на станции Ладожское озеро.

Старший эшелона доложил о прибытии начальнику перевозок через Ладожское озеро капитану I ранга Авраамову.


Тот сообщил — баржа, предназначенная для эвакуации, еще не разгружена и занята батальоном, и освободится примерно в 16 часов.

Погрузка баржи под номером 752 (даже свидетели путаются в нумерации, указывая также номер 725 — прим. АиФ.ru) началась около 17:00. Как писал позднее в рапорте военком эшелона полковой комиссар Макшанчиков, «баржа уже была частично загружена мелкими партиями людей от различных организаций».

Сначала военных погрузили частично — капитан Авраамов обещал, что за остальными придет другая баржа — но затем все-таки было принято решение разместить всех.

Сколько людей в итоге оказалось на барже, точно неизвестно, ибо учета пассажиров не велось. В рапорте Макшанчикова указано число 1100-1200, другие свидетели утверждали, что их могло быть и около 1500.


Баржа не выдержала шторма

Сходятся очевидцы в одном — старая баржа, ранее использовавшаяся для перевозки скота, была сильно перегружена. Затем началась неразбериха с буксиром, и в итоге отправка баржи задержалась еще, по разным оценкам, на 2-4 часа.

Когда буксир «Орел» под командованием капитана Ивана Ерофеева вывел баржу в Ладогу, погода была почти идеальной. Измученные люди в тюрьме быстро заснули, несмотря на запах навоза и, мягко говоря, не самые комфортные условия.

Но спустя несколько часов Ладожское озеро продемонстрировало свои худшие стороны. Ветер усилился, началось волнение. Ситуация стала тревожной — перегруженная баржа не была предназначена для таких испытаний.

Между двумя и тремя часами ночи люди в трюме обнаружили, что началось интенсивное поступление забортной борьбы. Моряки были подготовлены к борьбе за живучесть, но как за нее бороться на барже, где для этого нет ничего? Течь пытались затыкать вещами, воду вычерпывали найденными ведрами, но все это плохо помогало.

По словам свидетелей, к этому моменту сила шторма достигла 7-8 баллов. Волны заливали палубу баржи, смывая за борт людей из трюма, заполнявшегося водой.

Помимо людей, на баржу были загружены несколько машин, находившихся на палубе. Чтобы облегчить судно, их столкнули за борт. Увы, это не слишком помогло.


Ледяная вода и немецкие стервятники

Баржа номер 752 погрузилась в воду настолько, что дальнейшая ее буксировка стала невозможной. Одни свидетели пишут, что трос лопнул, другие — что его обрубила команда «Орла». В сложившихся условиях это непринципиально. Буксир оставался рядом с баржей, подавая сигналы бедствия.

Наладить спасение людей в условиях волн высотой в несколько метров было почти нереально. «Орел» рисковал быть опрокинутым сам. Да и не могло принять на борт маленькое суденышко много людей.

Тем не менее, команда Ивана Ерофеева делала невозможное. Людей выхватывали из ледяной воды.

Про ледяную воду не преувеличение. Ее температура в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года колебалась в Ладоге от 4 до 9 градусов тепла. Те отчаянные курсанты, которые, будучи хорошими пловцами, решались покинуть баржу, пытаясь спастись вплавь, погибали в считанные минуты от переохлаждения.

На барже не было ни спасательных шлюпок, ни других средств спасения. Шторм, тем временем, усилился до девяти баллов.

Баржа разрушалась под ударами волн. Те, кто выжил, вспоминают — за исключением единичных случаев, среди пассажиров не было таких, кто пытался выжить за счет других. Наоборот, курсанты и офицеры бросались в воду, чтобы спасти упавших за борт.

В разгар трагедии появились вражеские самолеты, которые открыли огонь по гибнущим из пулеметов. Ответный огонь из пистолетов, винтовок по фашистам вели и с баржи, и с буксира «Орел».

Многих охватило отчаяние. В журнале «Неизвестная планета» в 1998 году был опубликован рассказ Владимира Солонцова, который будучи, курсантом, оказался в ту ночь на барже номер 752: «В эти минуты лейтенант Емельянов осознал, что не сможет спасти свою семью. Он представил себе страшную гибель двухлетней дочери и жены, жизнь без которых теряла всякий смысл. Отец и муж, он решил сам прекратить бесполезные мучения семьи. Он поставил в известность о своем намерении военкома Макшанчикова... Ему никто не мешал. Волна подхватила окровавленные тела и унесла в темноту глубин. Криков и причитаний не было...».

Кто-то из тех, у кого было личное оружие, поступал как лейтенант Емельянов, кто-то боролся до конца.


Живые и мертвые

Под ударами волн баржа окончательно разломилась на части. В ледяной воде остались сотни людей, державшихся за обломки.

Экипаж буксира «Орел» сотворил немыслимое — из воды были спасены 216 человек. Еще 24 подобрала канонерская лодка «Селемджа». Спасенные были доставлены в Новую Ладогу.

Согласно рапорту полкового комиссара Макшанчикова, из 443 человек из училища имени Дзержинского спаслись 95, в Военно-морской медицинской академии выжили 47 человек из 190, в училище имени Орджоникидзе — 42 человека из 186. По списочному составу среди выживших очень мало женщин и нет детей — всех их забрала Ладога.

Общее число погибших комиссар оценивал в 900-1000 человек. Некоторые исследователи утверждают, что эти данные занижены и в действительности жертв было 1200-1300.

Из дневника Аркадия Шварева, запись от 24 сентября 1941 года: «В 10.00 прием „утопленников“ у начальника МСУ бригврача Федора Федоровича Андреева. Его речь: „Ленинград не сдадим“, „Ваш переход через Ладогу был все же рентабельным“. Он попросил почтить память погибших вставанием. Мы встали около Т-образного стола, он дал команду сесть, но мы еще долго (не сговариваясь) стояли».


Спасение для Ленинграда

Трагедию баржи номер 752 окрестили ладожским «Титаником». Она действительно была самой масштабной катастрофой подобного рода на маршруте Осиновец — Новая Ладога, но далеко не единственной. В первую военную навигацию от действий противника и во время штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж. Люди во время переправы погибали десятками и сотнями. К примеру, 4 ноября 1941 года при попадании 250-килограммовой немецкой авиабомбы в носовую часть советского сторожевика «Конструктор» погибли 200 эвакуируемых и членов экипажа.

Был ли оправдан риск? Судите сами — пока в 1941 году была возможна навигация по Ладоге, в Ленинград водным транспортом перевезли 60 тысяч тонн грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия.

Да, 45 тысяч тонн продовольствия при нуждах Ленинграда — это немного. Но ведь без этих тонн не выжили бы тысячи ленинградцев. Судами по Ладоге в 1941 году из осажденного города были успешно эвакуированы 33 тысячи человек, переброшены 20 тысяч военнослужащих.

Оправдывает ли это все гибель пассажиров баржи 752? Нет, конечно. Те, кто выжил, строго судили организаторов эвакуации, указывая на их грубейшие просчеты.

Выжившие имели на это право, но у нас не поворачивается язык судить тех, кто в условиях жесточайшего цейтнота организовывал переправу через Ладожское озеро.


Гибель баржи 752 не была тайной

А теперь несколько слов о вранье, которое окружает историю гибели баржи 752. Утверждения, что эта трагедия была засекреченной, являются ложью. Опубликованный в 2004 году рапорт полкового комиссара Макшанчикова, на который мы ссылались в материале, полностью соответствует в своих основных положениях рассказам выживших, которые приводились в различных СМИ задолго до самого рапорта.

То, что рапорт был засекречен — не попытка что-то замолчать или скрыть, а просто особенности архивов, где снятие грифа секретности с тех или иных документов проходит в определенном порядке.

Да, про гибель баржи 752 не рассказывали на первых страницах ведущих советских СМИ. История не из тех, которые в СССР называли примерами мужества и героизма. Хотя подвиг команды буксира «Орел» не подлежит сомнению. Но рот на сей счет никому не затыкали, с выживших справок о неразглашении не брали.

Была и еще одна причина. Даже такая катастрофа, как гибель пассажиров баржи 752, стала лишь фрагментом колоссальной трагедии Ленинграда, потерявшего в тисках блокады более 600 тысяч жителей. Погибли более 300 тысяч советских солдат и офицеров, оборонявших город, десятки тысяч пропали без вести.

Вечная память всем павшим, вечная благодарность выстоявшим.

©  aif.ru


Читать полностью:


http://aif.ru/society/history/spasti_leningrad_podlinnaya_istoriya_ladozhskogo_titanika
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/31954

//  История
  С Ленинградским Днем Победы!
  Крепость Копорье
  Церковь Дмитрия Мироточивого в Щелейках
  Дайверы нашли на дне Финского залива немецкий корабль «Вест»
  Ночное небо у Монумента защитникам Ленинграда озарили яркие «лучи Победы»
  Без срока давности
  В Выборге ведется консервация бывшего собора Доминиканского монастыря
  ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ РОССИИ ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО ВЛАДИВОСТОКА
  Анненские укрепления нашли достойного хозяина
  В Тосненском районе восстановили мемориал «Памяти расстрелянного детства»
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Зашел в гости
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru