|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
«Мы существуем в диалоге»
Мастерская С.Я. Спивака 2019 г.
«Мы существуем в диалоге»
Владимир Желтов // 08.10.19

В Петербурге завершился фестиваль «Мастерская Спивака», посвященный 25-летию актерско-режиссерской мастерской народного артиста России, художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке профессора Российского института сценических искусств (РГИСИ) Семена Спивака.

В 1994 году на первый курс Мастерской были зачислены первые студенты: Роман Агеев, Сергей Морозов, Анна Геллер, Алексей Одинг, Регина Щукина, Анна Табанина, Наталья Индейкина, Кирилл Семин и другие, чьи имена сегодня хорошо знакомы не только театральному Петербургу, но и всей театральной России. За четверть века мастерской Спивака было взращено четыре поколения артистов и режиссеров, выдано около ста дипломов, из них более четверти – с отличием. Выпущено шесть дипломных спектаклей. Все они, включая первый – «Крики из Одессы», до сих пор в репертуаре Молодежного театра на Фонтанке. Многие воспитанники Семена Спивака в этом театре, являющемся учебной базой его мастерской, и служат. Но, куда бы кого ни забросила судьбина, все выпускники мастерской, как прозвучало на юбилейном вечере, делают наш мир немножечко лучше, светлее, счастливее, потому что – процитируем ректора РГИСИ Наталью Пахомову – «Семен Яковлевич не только учит профессии, но и прививает человеческие ценности».

В фестивальную программу вошли десять спектаклей, поставленных самим Мастером и его учениками-режиссерами, которые создавали их как в Молодежном театре, так и в театрах «На Литейном», «Комедианты», «За Черной речкой», в Камерном театре Малыщицкого.



Всегда рядом

Сергей Морозов, режиссер, выпускник 1999 года:

- Мой выбор актерско-режиссерской мастерской определило, прежде всего, то, что Семен Яковлевич был единственным в год моего поступления в Театральную академию мастером-руководителем театра, режиссером-практиком. На первых курсах педагог Виолетта Георгиевна Баженова посвящала нас в основы теории режиссуры, анализа, но основное обучение шло через то, как Семен Яковлевич на наших глазах создавал из ничего нечто. Самая невнятная сцена после нескольких его замечаний становилась яркой и интересной. Выстреливала «в десятку»! В процессе работы над нашим дипломным спектаклем «Крики из Одессы» меня поразило то, как история конкретной семьи постепенно восходила в притчу. Наднациональную, вневременную, общечеловеческую. И, несмотря на трагичность ряда событий, спектакль был пропитан светом и любовью к жизни. Возможно, в этом залог его долголетия. Огромное достоинство Семена Яковлевича и в том, что отношения с учениками продолжаются после окончания ими вуза. Однажды раздался телефонный звонок: «Сережа, ты где сейчас работаешь?» - «В Великом Новгороде». – «Приезжай, поставь чтонибудь у нас в Молодежном». Увы, но тогда приехать у меня не получилось. Позже, когда я вернулся в Петербург, Семен Яковлевич сразу: «Наконец-то! Ставь!» - «Что?» - «Все, что хочешь». - «Семен Яковлевич, так не бывает. Всегда у художественного руководителя есть пожелания по постановке». - «Хорошо. Сделай спектакль со своими однокурсницами». После непростых поисков я предложил прозу Эрика-Эмманюэля Шмитта, из которой и возник спектакль «Четыре танго о любви». А пока шла подготовка к этой премьере, мне было предложено поставить «Время для посещений». Принимая приглашение в Молодежный театр, я понимал, что иду в театр Семена Спивака, а не прихожу выстраивать свой театр на территории Молодежного. При совместном выпуске спектакля «Наш городок» в каких-то случаях наши позиции не совпадали. Где-то я принимал и восхищался решениями сцен Семеном Яковлевичем, гдето достаточно категорично спорил с мастером. Надеюсь, когда я работал режиссером-постановщиком Молодежного театра, я был помощником Семена Яковлевича, человеком, на которого можно опираться. Людей, которым доверяешь, трудно отпускать, но, когда меня пригласили в Театр «На Литейном», Семен Яковлевич сказал: «Сережа, не сомневайся, иди. Будет непросто, но ты справишься. Желаю тебе удачи. Если понадобится моя поддержка, я всегда рядом». Мы действительно существуем в диалоге, этот диалог не всегда был гладкий. Но при этом всегда было уважение и право на свое высказывание в существующей в Молодежном театре системе координат. Со стороны Семена Яковлевича это и доверие, и щедрость. Для меня все этапы нашего диалога - радость и гордость.



Театр - как суть

Денис Хуснияров, режиссер, выпускник 2009 года:

- Мастерская Семена Спивака - это театр. Театр как суть. Как язык. Как способ взаимодействия. Было невозможно отделять творческие уроки от человеческих. Это одно и то же. Семен Яковлевич и есть театр. Иногда наивный и простой. Иногда глубокий и философский. Но всегда живой. А каждое занятие было спектаклем. Представлением. Спивак в главной роли. А ученики – зрители. Театр. В процессе обучения происходит несколько стадий во взаимодействии мастера с учеником. И одинаково важно: как притяжение, так и отталкивание. Сначала, конечно, это тотальное погружение и растворение. Потом вы говорите на равных. Потом ученик уходит. И это единственный верный путь.



Тонко чувствующий человек

Артем Петров, режиссер, выпускник 2013 года:

- Я родился в актерской семье, но путь мой в театр не был простым. После школы – университет, философский факультет, аспирантура, и только потом – театральная академия. (Если Платон от театра перешел к философии, то у меня получилось с точностью до наоборот.) Поступил я на курс Анатолия Аркадьевича Праудина, проучился два года и потом перевелся к Семену Яковлевичу Спиваку. Это был счастливый шанс, которым мне повезло воспользоваться. Курс Спивака учится при Молодоженом театре, что является потрясающим бонусом для его студентов. Так, у меня была возможность видеть, как проходит выпускной период спектакля «Семья Сориано». Для меня это был очень интересный опыт: настолько близко и целостно увидеть выпуск спектакля. Есть такое понятие: научить нельзя – можно научиться. Это абсолютно мой случай. Бывало, что я, студент, как режиссер решал какую-то сцену, приходил Спивак, смотрел – и все переиначивал. В таких случаях думаешь: «Это уж слишком!» А потом, через какой-то час: «Нет, не слишком, теперь все встало на свои места, теперь все именно так как надо». В процессе обучения очень важны взаимопонимание учителя и ученика. Мне кажется, что обучение – это еще и постоянное нахождение в диалоге с мастером. И сейчас, если во время репетиции у меня чтото не получается, начинаю думать: а как бы сделал Семен Яковлевич, чтобы он мне сказал? И, пусть это не покажется странным, воображаемый диалог очень сильно помогает. Я приглашаю Спивака на премьеру не с трепетом, а с надеждой, что он меня поймет. Семен Яковлевич – очень тонко чувствующий человек, и, если я все сделал правильно, если то, что я сделал, убедительно, он меня поймет. Вот что было сказано мне после дипломного спектакля – процитирую по памяти: «Артем, я Вырыпаева не очень люблю, но спектаклем «Dream Works» ты меня убедил, что эта пьеса – хорошая». Я как-то попытался сформулировать для себя основной принцип работы режиссера. Актер играет для зрителя, а режиссер должен сыграть задуманную им постановку для артистов. Сыграть так, чтобы увлечь их своим замыслом. В связи с этим не перестаю удивляться, насколько актерское связано с режиссерским в даровании Семена Спивака. Семен Яковлевич уникален и как мастер, и как педагог. Основной его принцип: это поиск человека со всеми его темными и светлыми нюансами. Они обычно вместе идут. В каком-то смысле, школа Спивака – это школа смелости. Смелости как понимания своего несовершенства. Не берусь сейчас утверждать, что я усвоил все, что следовало бы усвоить, но уверен: уроки Спивака не прошли даром. Я взял у учителя то, что для меня очень ценно – умение работать с артистами. А дальше – поиск своего пути.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32320

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Культура
  Конференция GAMMA_PRO объявила даты
  «В легком жанре»
  Загадки от Эрика Шмитта
  "Мой Пушкин"
  «Здрасьте, я ваша тетя!»
  Культура как лучшая дипломатия
  Константин Сомов в Инженерном замке
  В этом году впервые отметили Всемирный день оперы
  Репин в Русском музее
  Международный фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи»
  //  Видеосюжеты
"Умирающий лебедь"

vk.com 



//   Новости
  Город // Согласован проект интерактивного краеведческого музея в Сестрорецке
  Город // В Петербурге приступили к реставрации легендарной Круглой бани
  Город // Петербургские трамваи идут на мировой рекорд
  Общество // Начался сбор блинов для бездомных людей
  Город // «Ассоль», «Фиалка» и «Вега» порадовали петербуржцев 300-метровыми куполами. А кого-то напугали
  Город // "Пулково" признали лучшим аэропортом России



    //  Ленинградская область
  Город // Природа продолжает удивлять!
  История // «Вся Ледяная дорога – это непрерывный самоотверженный риск».
  История // Водители дали "гудок прорыва" на Ладожском мосту над Невой
  Досуг // Житель Ленобласти построил личную железную дорогу
  Город // На Смоляном мысу в Выборге появилось новое общественное пространство
//   Объявления
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Системный администратор unix-like, it-специалист
150 000 р.30.05
//  Общество
Что такое теория поколений
Шутки о бумерах и зумерах основаны на социологической теории поколений, разработанной в 1991 году писателем Уильямом Штраусом и популяризатором науки Нилом Хау. Ее придумали для разделения жителей США на несколько поколений. Последователи теории по-разному стали определять, с каких дат правильно обозначать поколения, — общепринятых границ пока нет.
//  История
  «Вся Ледяная дорога – это непрерывный самоотверженный риск».
Как художник-солдат Симон Гельберг отправлял автомобили по Дороге Жизни
22 января 1942 года, ровно 78 лет назад, по дороге через Ладожское озеро, которую назовут Дорогой жизни, эвакуировали первых ленинградцев. По этой же дороге, по льду Ладожского озера, в обратную сторону шли машины с хлебом. Сегодня предлагаем вспомнить Симона Гельберга – человека, который отвечал за Дорогу жизни: рассчитывал нагрузку на лед и определял в зависимости от направления ветра и погоды количество и загруженность автомобилей, которые могут пройти по льду.
//  Культура
  Загадки от Эрика Шмитта
//  Город
  На Смоляном мысу в Выборге появилось новое общественное пространство
С пешеходным променадом, велодорожками и скульптурой лося
//  Экономика
  Строительство туристско-рекреационного кластера «Горская» обойдется в 60 миллиардов рублей
//  Туризм
На "Ласточке" до Выборга и обратно
Для поездки понадобятся: свободный день на неделе, относительно хорошая погода и теплая одежда. Хорошая компания только усилит положительное впечатление от путешествия.
//  Досуг
  "Зима. Фотограф торжествует"
Под таким названием в СДО-2, что на Московском шоссе, 16, открылась фотовыставка участников творческого объединения фотографов-любителей "Ирида". Выставка проходит в необычном формате: "на веревках". Зимние фотозарисовки участников объединения дополняют их же работы из радела "Разное".
//  Досуг
  Начало зимы в месте впадения реки Приветной в Финский залив
Фотостудия "Средняя Рогатка". Фотозарисовки...
//  Культура
  "Мой Пушкин"
На выставке в Аничковом дворце.
София Прокофьева, 2019 г.
//  Город
  "Последнее яблоко не успело упасть..."
Фотостудия "Средняя Рогатка". Домашнее задание...



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru