|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Интервью  //  Город   #История
Топоним «Пулково»: как аэропорт Петербурга обрел свое имя


Топоним «Пулково»: как аэропорт Петербурга обрел свое имя
AN-Piter // 13.11.20

Аэропорт Пулково открылся в Ленинграде в 1932 году. Однако свое современное название он официально получил только спустя несколько десятилетий – 1 января 1974 года. Самые опытные сотрудники авиавокзала до сих пор называют его «Шоссейная» или «Ленаэропорт». Как Воздушные ворота Северной столицы обрели привычное для нас имя, рассказала в интервью научный сотрудник Объединенного музея гражданской авиации Ариадна Маркелова.

«К сожалению, однозначного объяснения всех топонимических назначений нашего города не существует. На эти вопросы есть разные точки зрения. Если мы обратимся к историческим документам и прессе, мы увидим, что на момент открытия аэропорт так и назывался: Ленинградский аэропорт или Ленаэропорт. На его первом деревянном здании была табличка «Аэропорт «Ленинград». Но многие уверены, что авиавокзал также носил название «Шоссейная», – говорит исследователь.

Аэропорт Северной столицы расположился на аэродроме на юге города, недалеко от станции Варшавской железной дороги «Шоссейная». Стратегические объекты в СССР было принято называть в соответствии с находящимися неподалеку географическими ориентирами. Поэтому логично было предполагать, что и аэродром, и аэропорт также получат имя «Шоссейная» в честь станции.

Но ни в газете «Ленинградская правда», ни в профессиональном отраслевом журнале «Крылья Советов», ни в Программе конкурса на строительство Ленинградского аэровокзала слово «Шоссейная» ни разу не упоминается.

В довоенной прессе фигурировали иные названия: Ленинградский аэропорт, Ленаэропорт, Аэродром Ленинградского авиапорта, Аэродром ГВФ на станции «Шоссейная». В одном журналистском материале о Дне гражданской авиации за 1934 год даже встречается словосочетание «Пулковский аэропорт». Для точности описаний автор статьи опирался на располагающиеся поблизости Пулковские высоты. Вероятно, он сам не догадывался, что таким образом заглянул на 40 лет вперед в будущее аэровокзала.

«Когда началась Великая Отечественная война, аэропорт перебазировался с Шоссейной на северо-восток города, в район Ржевки. Там он назывался Смольный или Смольное. В 1943 году начальник аэропорта Моисей Исаакович Цейтлин делал доклад о работе аэропорта в годы блокады. Сначала он называл его Ленинградский аэропорт, но для 23 страниц доклада, видимо, нужны были синонимы, поэтому там впервые появилось название Аэропорт Шоссейная», – объясняет Ариадна Маркелова.

После завершения войны авиавокзал возвращался на прежнее место не сразу, а по частям. Одни летчики еще выходили в рейсы со Смольного, а другие уже с Шоссейной, поэтому во избежание путаницы южную часть аэропорта стали чаще называть «Шоссейная». Так это название укоренилось среди сотрудников Воздушных ворот.

По словам историка, «старожилы» аэропорта сегодня даже обижаются, когда слышат, что официально учреждение никогда не называлось Шоссейной. Однако и после ВОВ это имя не фигурировало ни в архивах, ни в прессе. 8 февраля 1971 года Верховный совет СССР наградил орденами ряд предприятий и организаций, и даже в наградном листе коллективу авиавокзала значилось официальное название «Ленинградский аэропорт Северного управления Гражданской авиации».

«Зато в личных письмах или приказах часто встречается «Шоссейная», потому что именно это имя, несмотря на все документы, было на слуху. Это как «Пять углов» – все петербуржцы знают, что это такое, но ведь ни на одной карте мы не увидим адреса «Пять углов, дом 3». Ни в одном документе мы не найдем обозначения «Васька» или «Балты». Так и здесь: нужно просто смириться с тем, что аэропорт никогда не назывался Шоссейной», – рассказывает научный сотрудник Объединенного музея гражданской авиации Ариадна Маркелова.

Об этом свидетельствуют и индивидуальные идентификаторы объектов Международной ассоциации воздушного транспорта – коды ИАТА. Код Москвы в этой системе MOL, но у аэропорта Домодедово есть отдельное обозначение DME, а у Шереметьево SVO. Однако в Ленинграде код LED получил одновременно и город, и одноименный Ленинградский аэропорт.

25 апреля 1973 года в Северной столице открылся новый терминал – знакомое и привычное нам сегодня здание «Пять стаканов». В народе именно оно с первого дня своей работы получило наименование «Пулково». Так назывался исторический район Санкт-Петербурга с Пулковскими высотами и обсерваторией. Предположительно это название имеет финские корни и восходит к деревне Пулково, первые упоминания о которой встречаются еще в рукописных книгах XVI века.

Официально приказ о присвоении Ленинградскому аэропорту этого названия вышел только 1 января 1974 года. Но борт-проводники получили инструкцию объявлять это имя при приземлении за полгода до этого. В ночь с 24 на 25 апреля 1973 года пассажиры, прибывшие в Ленинградский аэропорт, впервые услышали его современное название – Пулково.

©  gorod-plus.tv


Читать полностью:


http://gorod-plus.tv/article/71544
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32692

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Город
  Серия сграффито "Обитатели Петербургской стороны"
  В Петербурге и Ленобласти усилят железнодорожное сообщение по случаю праздника
  Бык у ворот здания мясокомбината
  Скульптуры на станции "Нарвская"
  Зима на Среднерогатской улице-3
  Пересматривая старый альбом
  Ночное небо на Среднерогатской улице
  Зима на Среднерогатской улице-2
  Загадочная зверушка
  Почки сирени уже чувствуют весну
  //  Видеосюжеты
ПРЕЛЮДИЯ

vk.com 



//   Новости
  Общество // Подопечные приюта Ночлежки получат прививки от коронавируса
  Город // Загадочная зверушка
  Город // Петербургский двор как игрушка
  Город // Самый благоустроенный квартал Петербурга - на Среднерогатской улице
  Город // На месте петербургского мясокомбината "Самсон" постоят школу на 1125 мест
  Культура // Николай Рерих. В поисках Шамбалы



    //  Ленинградская область
  Туризм // Зима в Выборге
  Город // В Петербурге и Ленобласти усилят железнодорожное сообщение по случаю праздника
  Происшествия // Жители Соснового Бора сообщили о подземных толчках
  История // В Выборге открылась выставка, посвященная Александру Невскому
  Город // Новое экологичное освещение в Гатчине сократит энергопотребление более чем на 60%
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Туризм
Подземный музей «Гора Филина»
Военно-исторический комплекс тематического туризма «Гора Филина» находится в южной Карелии в городе Лахденпохья и принимает посетителей с мая 2016 года, как военно-исторический и геологический чудо-музей.
//  Культура
  Три новые краеведческие издания из серии "Силуэты Петербурга" вышли в преддверии 2021 года
Появились на свет они благодаря руководителю Товарищества "Свеча", автору-составителю и другу нашего издания - Белле Михайловне Шульман
//  Экономика
  Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России
//  Культура
  Музей маяков в кронштадтском форту «Константин» — первый и единственный в России музей маячной службы
//  История
  Выборг 175 лет назад: материалы Военно-статистического обозрения Российской империи
//  Город
Серия сграффито "Обитатели Петербургской стороны"
Творческая группа из Владивостока «33+1» изобразила на стенах домов на Петроградской стороне «местных жителей». (Фотоотчет: Эльвина Одинцова)
//  Туризм
  Зима в Выборге
Студия Средняя Рогатка на самоизоляции. Фотозарисовки
//  Город
  Бык у ворот здания мясокомбината
Фото: 1949–1951 гг. Скульптор В.И. Демут-Малиновский. Бронза. 1824-1827 гг. Альбом Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII-XIX веков. 1951 год. Фотографы: М.А. Величко, В.В. Стрекалов, А.А. Григорьев.
//  Город
  Скульптуры на станции "Нарвская"
Пилоны станции украшены скульптурными группами, прославляющими разные профессии.
//  Город
  Зима на Среднерогатской улице-3
Студия "Средняя Рогатка" на самоизоляции. Фотозарисовки



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru