Конечно же, люди старшего поколения всегда будут уверены в том, что они получили самое лучшее, сильное и полноценное образование, до уровня которого молодым выпускникам еще очень далеко. Спорить с таким мнением просто бессмысленно, но и согласиться с ним нельзя. Уровень образования, как правило, соответствует времени и эпохе, а также потребностям определенных специальностей.
Однако достаточно просто можно представить ситуацию, когда на некоторую вакансию приходят устраиваться сразу два человека, один из которых является недавним выпускником с красным дипломом и достаточной квалификацией, но не имеет опыта работы, а второй – представитель старшего поколения с советским образованием и при этом с огромным опытом работы. И в 95% случаев в подобной ситуации работу получит именно представитель советского образования, именно благодаря огромному опыту работы и отличному владению профессией.
Работник советской и постсоветской «закалки» сможет не только поднять уровень производства, но и правильно организовать коллектив, в отличие от молодого и неопытного специалиста, пусть даже и с красным дипломом. Так было, так есть, но вот в скором будущем так может уже не быть.
Так что же происходит?
Недавно некоторые депутаты и политики начали предлагать признать недействительными дипломы, полученные гражданами в 90-х годах и в Советское время, чтобы «старая гвардия» уступила дорогу молодым специалистам. Для трудоустройства молодежи, едва получившей диплом, введено уже несколько специальных программ, в частности, особенные субсидии государства для предприятий при приеме на работу выпускников 2020 года. Одним из условий получения денежной выплаты является прием молодого неопытного специалиста, окончившего учебное заведение в текущем году, при этом сотрудник должен проработать на предприятии не меньше одного года.
Но введение таких программ имеет небольшой эффект. Работодатели по-прежнему предпочитают нанимать опытных сотрудников старшего возраста, чтобы иметь меньше проблем и не тратить лишнее время на обучение и введение в дело молодых специалистов. Именно этим и объясняют депутаты и политики идею введения определенных сроков действия дипломов об образовании, получаемых гражданами.
По мнению некоторых политиков, со временем, дипломы, которые ранее получили граждане, особенно до 90-х годов и в период 90-х, могут просто потерять свою актуальность, так как утратить актуальность могут полученные знания. И дело даже не в том, что со временем человек может забыть то, чему его учили в ВУЗе, а скорее в том, что технологии не стоят на месте, а постоянно и неуклонно развиваются, в результате чего, требуется получение совершенно новых знаний и квалификаций.
Скорее всего, специалист с советским уровнем образования не сможет без дополнительного обучения и переквалификации работать на современном, совершенно новом оборудовании, чего нельзя сказать о новых молодых специалистах, которые изучают такое оборудование при получении образования в ВУЗах. И что же выходит на практике? – при приеме на работу опыта работы на новом оборудовании нет ни у молодого специалиста, ни у старого. И того, и другого придется дополнительно обучать и вводить в курс дела. Однако опытный сотрудник освоит новые технологии достаточно быстро.
Решением такой проблемы, по мнению депутатов, является введение дипломов с определенными сроками годности. Такие дипломы должны подтверждать полученные человеком знания в определенный период времени, в том случае, если этот диплом нужно где-то предъявить.
Возможно, некоторый смысл во всем этом и есть. Быть может, даже есть свои плюсы. Минусы очевидны и без лишних рассуждений. Но вот представим ситуацию, человек работал по своей специальности несколько лет, потом уволился, ушел на другую работу по другому профилю или же просто открыл свое дело. Работал так несколько лет. За эти годы технологии шагнули вперед, и из-за перерыва человек уже не имеет необходимых навыков, и просто не сможет работать по своей специальности на новом оборудовании. Придется переучиваться, получать новые необходимые знания и навыки.
Если же ввести некоторые сроки годности полученных дипломов, а точнее, полученных человеком знаний, то новые навыки человек будет получать регулярно, сохраняя необходимую для работы квалификацию. Однако другие плюсы у новой идеи найти крайне сложно.
В некотором смысле вся эта система негласно уже работает, и достаточно давно, если вдуматься. Воспитатели детских садов, учителя, преподаватели различных учебных заведений, врачи и прочие медицинские сотрудники, как и работники многих структур, достаточно часто направляются на курсы повышения квалификации. То есть, в теории, знания периодически требуют обновления с учетом современных технологий, открытий и исследований.
Никто не возражает против повышения квалификации, все это считается естественным и нормальным делом. Однако новая идея властей уже воспринимается «в штыки». Цель нововведения видимо заключается в том, чтобы на работу принимали молодых специалистов. Но тогда куда же деться остальным? |