В Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка произведений Александра Бенуа (1870 - 1960) – художника, критика, историка искусств, основателя и идеолога художественного объединения «Мир искусства», представителя прославленной творческой династии, ярчайшего деятеля Серебряного века русской культуры.
На экспозиции представлены живописные и графические произведения 1890-х – 1930-х из коллекции Русского музея - исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы. Многие из них почти неизвестны широким кругам зрителей, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок они редко экспонируются.
Первый зал экспозиции знакомит нас с живописными произведениями Бенуа. В них отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера: мир старинного театра, эпоха Короля-Солнца и атмосфера праздника: архаичного, строго следующего традициям, хранящего память о «других» временах.
Следующие залы посвящены образу Версаля в творчестве Бенуа. «Героями» версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны и бассейны и «населяющие» их скульптуры. Бенуа любил эту сотворенную волей человека природу в солнечные часы, но чаще изображал в серые дни лета, в сумраке осени и зимы.
Бенуа и театр - такова тема следующего зала. В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.
Продолжает экспозицию зал, посвященный Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» (1904) и «Пиковая дама» (1905). Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (1903) – шедевр отечественной книжной графики. Над «Медным всадником» Бенуа работал и в последующие годы.
Последний зал экспозиции знакомит нас с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Разнообразны по мотивам и духовной наполненности созданные Бенуа пейзажи Бретани – ее суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. Бенуа постоянно рисовал портреты своих близких и коллег из творческой среды. На экспозиции можно увидеть изображения членов его семьи, созданные в разные годы, а на портретах 1900-10-х перед нами предстают знаковые фигуры Серебряного века.
Выставка продлится до 9 марта 2021-го. |