Джакомо Казанова и Сергей Дягилев выступают в этом проекте как символы своих эпох. Интерес русской культуры начала ХХ века к венецианскому сеттеченто, подогретый «Историей моей жизни» Казановы, сильнейшим образом отразился не только в изобразительном, но и сценическом искусстве. Импровизационная стихия комедии дель арте, творчество Гольдони и Гоцци стали источниками вдохновения для Серебряного века. Более того, современники Дягилева часто стилизовали не только искусство, но и жизнь под эту воображаемую Венецию эпохи Казановы.
Именно Гоцци и его первая фьяба (сказка) «Любовь к трем апельсинам», написанная драматургом в острой полемике с реформатором комедии дель арте Гольдони, объединяют в новом выставочном проекте Венецию и Петербург, итальянское сеттеченто и Серебряный век — короткий век «русского Ренессанса». Выставка построена как драма в четырех актах. В первом акте «Венеция в Петербурге Серебряного века» заявлены основные мотивы: карнавал «веницейской жизни», а также театральность и чувственность, которыми она пронизана. Второй акт «Арлекины Серебряного века» посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников. В третьем акте «Езда в остров любви» сделан акцент на жизнетворчестве богемы Серебряного века, творившей жизнь по образцу комедии дель арте. Четвертый акт «Маскарад. Время закатов» — это трагический финал эпохи, который предсказан в ее последнем спектакле, поставленном по пьесе Лермонтова «Маскарад» Всеволодом Мейерхольдом на сцене Александринского театра — его премьера состоялась в вечер Февральского переворота.
Специально для выставки Илона Маркарова (Театро Ди Капуа) совместно с Джулиано Ди Капуа и Денисом Антоновым создала аудиоспектакль на основе стихов, мемуаров, писем действующих лиц Серебряного века. Будет также издан альбом-каталог выставки. |