На малой сцене Молодежного театра на Фонтанке с полудня шумно и многолюдно. Бурлит молодая творческая энергия студентов народного артиста России Семена Спивака. На заднике буйным лиловым цветом всех оттенков цветет нарисованная сирень, а на подмостках амфитеатра одновременно находятся человек тридцать. Бьют чечетку, гуськом прыгают в «Летке-енке» образца 60-х, делают стойки на руках, отмахивают батманы. Хореограф Евгения Лыкова без устали считает: «И раз, и два, и три, и четыре… И раз, и два, и три, и четыре…». Середина дня – идет танцевальная репетиция нового спектакля «Прощание в июне», премьера которого назначена на 15 октября. Премьера не простая: спектакль выпускной, если хотите, экзаменационный. С той разницей, что этот экзамен ребята, будущие актеры из пятого набора мастерской Семена Спивака в РГИСИ, уже сдали своим педагогам столь успешно, что курсовая постановка, согласно традиции Молодежного, войдет в репертуар театра.
…Четвертый час дня. Входит мастер. На минуту репетиция останавливается ради приветствия. Но Спивак пришел не с пустыми руками. «Вы программку спектакля видели уже?» – спрашивает он. Ответ отрицательный. «Ну, смотрите: я вот стащил штучку для вас у администраторов…» - говорит Семен Яковлевич, хитро улыбаясь. Всеобщее оживление, восторги, смех, конечно, аплодисменты – куда без них в театре.
Перед началом драматической репетиции Спивак берет слово: «У нас началась последняя серия репетиций. Осталось пять дней до премьеры. Могу вам назвать наши проблемы по спектаклю...». Идет подробный разбор. Педагог не забывает спросить и самих исполнителей: что, по их мнению, им трудно дается. Но обсуждение коротко. Параллельно выясняются и прочие рабочие моменты – по реквизиту, перестановкам, свету… Сирень на заднике, словно по волшебству, то загорается отдельными гроздьями, то гаснет, будто растворяясь в темноте. Из зала видно, что в кулисах прячется… трамвай. Интересно, неужели поедет через сцену?..
«Помните, - итожит Спивак. – Это спектакль о том, как человек может забыть, кто он есть, как легко может переступить через себя. Мир сегодня таков, что мы часто видим только одну сторону людей и событий. Не бойтесь все уточнять. Самое мое любимое слово – ясность…».
Репетируют с самого начала. Спивак часто останавливает действие – вносит свою, режиссерскую правку. Но часто и хвалит вслух ребят, когда они верно играют ту или иную сцену. Герои – ровесники будущих актеров. Их явно волнуют те же проблемы, что и их сверстников почти 60 лет назад. Как возникает любовь? Что не дает ее сохранить? Дает ли право утеря любви срываться на всем мире, на окружающих? Верность другому человеку – что это? А верность самому себе?..
Сегодня Вампилов – явный классик советской драматургии. А классика вечна. Она не умирает со сменой строя и госаппарата, потому что затрагивает не политику, а вечные, главные вопросы бытия. Классика предупреждает. Это важно, чтобы молодых кто-то предупреждал о том, что такое жизнь, как важно сохранить в себе лучшее и что «нет на свете страшнее измены, чем измена себе самому». И Молодежный театр на Фонтанке делает это сорок с лишним лет, оправдывая свое название. Учиться лучше на классических образцах, ну, а там – каждый имеет право выбирать… |