Ольга Романецкая, директор Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, основавшего «Театр в объективе» в 2018 году, рассказала об истории возникновения конкурса, его целях и задачах. «Мы очень переживали, задумывая это состязание фотографов, – сказала она. – Но теперь, когда партнерами, соорганизаторами конкурса, уже выступили Александринский театр, театр им. Ленсовета, театр «Приют комедианта», а теперь к нам присоединился Небольшой драматический театр, можно с уверенностью сказать, что «Театр в объективе» востребован как театрами, так и теми, кто хочет попробовать себя в театре. Настоящих профессионалов театральной фотографии, тех, чья работа отмечена «знаком качества», не так уж и много в Петербурге. Театры готовы ждать прихода таких фотографов, но никогда не пустят на съемку «человека с улицы». Наш конкурс выявляет тех, кто может снимать театр, и дает им «путевку» в профессию, которой нигде не учат».
Мария Долматова, директор Небольшого Драматического театра (НДТ), подтвердила слова коллеги, утверждающей, что поиск «своего», любящего и чувствующего театр фотографа – дело непростое. «Мы не первый год находимся в таком поиске, - заявила Долматова. – Узнав о конкурсе, который основал Молодежный театр, мы сразу стали приглядываться к нему и в один прекрасный момент обратились за рекомендацией – срочно понадобился фотограф для съемок спектакля. Коллеги нам помогли, посоветовав одного из лауреатов Четвертого конкурса «Театр в объективе». Но мы пошли дальше, решив принять участие в организации Пятого конкурса, и не жалеем об этом».
Член жюри, профессионал в области театральной фотографии, Юлия Кудряшова остановилась на особенностях работы театрального фотографа, главными задачами которого является не только создание снимков спектаклей, но и чуткое отношение к его хрупкой атмосфере, нарушить которую можно одним только звуком щелчка фотозатвора.
В 2024 году конкурсная съемка в трех основных номинациях «Афиша» (фото, отражающее суть режиссерского высказывания), «Семь кадров» (история, рассказанная в спектакле, отраженная в семи фотографиях) и «Эмоция» (фото, отражающее накал эмоций героев) велась на спектакле НДТ «Морфий» (режиссер Александр Фонарев). В Молодежном театре на Фонтанке съемка проходила в номинации «Человек» (подразумевает передачу через снимок черт характера, отношений, особенностей конфликта персонажей) на спектакле «Прощание в июне» (режиссер Семен Спивак).
В номинациях «Афиша», «Эмоция» и «Человек» победила Ирина Копланова, которая также получила диплом фаворита телеканала «Санкт-Петербург», являющегося информационным партнером конкурса «Театр в объективе», и сертификат на право съемки одного спектакля Молодежного театра на Фонтанке в следующем театральном сезоне.
В номинации «Семь кадров» победил Андрис Спиркович. Ему также были вручены дипломы фаворита Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не первый год поддерживающего конкурс, и диплом «Зрительская симпатия» (по результатам опросов в соцсетях НДТ и Молодежного театра).
Валерия Ланцман получила диплом участника конкурса и диплом от организационного комитета конкурса «Театр в объективе».
Всем финалистам вручены ценные подарки от учредителя, партнеров и соорганизатора конкурса. Следующий, Шестой конкурс «Театр в объективе» состоится в 2026 году, и Молодежный театр на Фонтанке намерен приложить усилия, чтобы в нем смогли принимать участие представители других городов. |