|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Народ, который не безмолвствует
Фото: Лана Веснина
Народ, который не безмолвствует
Екатерина Омецинская // 10.11.24

Год 225-летия Александра Сергеевича Пушкина заметно пополнил афишу петербургских театров. Не отстали и областные: премьерный спектакль «Капитанская дочка» в театре «Комедианты» позволяет нетрадиционно взглянуть на хрестоматийный пушкинский роман.

Над «Капитанской дочкой» Пушкин работал целых три года. Это вам не «Повести Белкина», написанные мигом – от холерной безвыходности. Это ИСТОРИЧЕСКИЙ роман, работа над которым включала мучительные сомнения по поводу героев, работу в архивах, даже поездки гения по России в поисках живых свидетелей пугачевского бунта. История любви митрофанушки Петруши и дочери коменданта Белогорской крепости Маши, обернулась повествованием про российский народ, готовый как на защиту Родины, так и на бунт, как на верность, так и на предательство, как на любовь, так и на ненависть. А пуще всего жаждущий высшей справедливости, которая, как правило, является разной по разные стороны баррикад.

Автор инсценировки Вадим Жук взглянул на известную всем со школьной скамьи прозу с «народной стороны». Историю Гринева, повстречавшего в лихой час на дороге самого Емельку Пугачева, по Жуку, рассказывают скоморохи – самые, что ни на есть, представители народа. Режиссер Елена Коновалова и художественный руководитель постановки Михаил Левшин поддались на эту творческую провокацию, и монументальное произведение классика на сцене «Комедиантов» превратилось из исторического романа, рассказанного дворянином про дворянина, в народное предание «про господскую любовь». И, конечно же, немалая в ней роль отведена простолюдинам. Ведь судьбу посланного отцом на военную службу Гринева, по сути, решают два человека из народа.

Первый из них – верный слуга Савельич, неотступно следующий за молодым своим господином, в решающую минуту заставляет лихого бунтовщика Пугачева в очередном висельнике узнать спасшего его от смерти в зимней степи барина. Второй – сам некоронованный царь всея Руси, Емельян Пугачев, спасает любовь Петруши и Маши, а значит, дарует им вечное продолжение жизни в будущих детях… Они, да рассказывающие народную быль-господскую невидаль и попутно исполняющие еще пропасть проходных ролей скоморохи Лобода (Леонид Зябкин), Онуча (Антон Быстров-Мокрый) и Арлуша (Михаил Зайцев), и есть главные герои спектакля. Без скоморошьих деяний, повествований, без разудалой бойкости да жизнестойкости неунывающей троицы рассказчиков, утверждают в «Комедиантах», уж точно никакой-такой «Капитанской дочки» и вовсе не вышло бы…

Юрий Агейкин играет судьбоносного старика Савельича суетным, открытым, любящим, остро реагирующим на неправедные поступки обидчиков Гринева. Явно положительный Пугачев Максима Сергеева монументален, мускулинен и подлинен. Он, кажется, уверен в себе и в делах своих, но актер придает этой уверенности некую глубинную обреченность, веру в народной мудрости «пошумим, поплывем пока на волне по течению, а там будь как будет». В спектакле Коноваловой-Левшина вообще нет крайне положительных и крайне отрицательных героев (кроме негодяя и предателя Швабрина). Главный-то народ, а он всякий…

Представители дворянского сословия становятся в постановке лишь темой для повествования, второстепенными героями. Гринев в исполнении Романа Смирнова – неяркий, рядовой юноша, которому, тем не менее, не чужды четкие представления о чести и достоинстве. Маша Миронова (Ксения Иванова) – большеглазое трепетное существо, стеснительное, беспомощное и нуждающееся после гибели родителей в надежном плече рядом. Антагонист Гринева Швабрин, благодаря Виталию Ковалеву и несмотря на внешность Ивана-царевича из сказок Роу, отвратителен в своей наглости и уверенности в том, что мир (и Марья Ивановна Миронова в придачу) принадлежит ему. Точный портрет типажа из ряда «по головам пойду, а сам жив останусь»… Сергей Бледных и Татьяна Кожевникова рисуют супругов Мироновых как «правильную пару», людей «старой закалки», воспитанных «по канону» и без лишних рассуждений усвоивших прописные истины. Императрица Екатерина Вторая Нины Мещаниновой величественна и отстраненно справедлива (где народ, а где она?). Этакий лубок «настоящей» царицы, казнящей и милующей только по праведному…

Сценограф и автор костюмов «Капитанской дочки» Алина Сверлова не перегружает сцену декорациями: все, что угодно, «играют» на сцене разноразмерные бочонки. Место действия задается на заднике проекционно. Каждая картинка решена в зеленом цвете. Словно намеренно выставленный хромакей: что хотите, то, зрители, и дорисовывайте в своем сознании. На площадке торжествуют лишь цветастые наряды говорунов-скоморохов, красные рубахи Пугачева и Швабрина (оба ведь бунтовщики!), ослепительно белый, непорочно идеалистичный императрицин наряд. Никакой вам хрестоматийности, поучительности, пафоса или занудства. Прием из 70-х годов прошлого века, когда введение в постановку рассказчиков «со стороны» был чуть ли не нормой, в 20-е годы XXI столетия вновь становится приемлемым и интересным. По крайней мере, школьники на спектакле не скучают.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33617

//  Культура
  Старая сказка в новых обстоятельствах
  Ради будущего театра
  Вечера-концерты «Диалог искусств»
  «Наследники ленинградской школы живописи». Анна Корнильева, Вера Егошина, Илья Овсянников
  Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
  В прокат выходит фильм «Вопль»
  Премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины»
  Благотворительный Новый год в Севкабель Порту
  В ожидании ничего
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Город // Севкабель Порт украсил Каток у моря ко Дню всех влюбленных
  Культура // Вечера-концерты «Диалог искусств»
  Культура // «Наследники ленинградской школы живописи». Анна Корнильева, Вера Егошина, Илья Овсянников
  Культура // Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»
  Культура // В прокат выходит фильм «Вопль»
  Культура // Премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины»
    //  Ленинградская область
  Туризм // Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
  История // Ивангородская крепость
  История // Батарея Линнасаари
  Культура // «Золотой Трезини» в Старой Ладоге
  Культура // В Выборском замке показали стеклянный лифт
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Старая сказка в новых обстоятельствах
В Театре эстрады им. А.И. Райкина – премьера: спектакль для детей «Сказ-Карабас» в постановке Юрия Гальцева. Почти ничего общего со сказкой про Буратино в истории с Большой Конюшенной нет. Это чисто театральный сюжет, дающий зрителям возможность взглянуть на артистов не только из зала, но и словно из кулис.
//  Культура
  Ради будущего театра
//  Культура
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
//  Культура
  В ожидании ничего
//  Культура
  Одна из неюбилейных встреч
//  Город
В Пулковском парке неожиданно проявился «дух места»
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  День полного освобождения Ленинграда от фашистский блокады
На фото - бойцы на фоне Среднерогатского дворца. Ныне - площадь Победы
//  Город
  На Фонтанке
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Урания в снегу
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  В Петербурге выпал снег
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru