Что именно принесут школам новые статусы, пока неизвестно. По словам Жанны Воробьевой, в течение ближайшего месяца все документы по проекту будут представлены губернатору Георгию Полтавченко, и только после этого будут приниматься конкретные решения. Между тем, Валерий Рыжик не считает, что новый статус принесет школам одни преимущества. «Такой статус, конечно, даст некие плюсы, но также, наверняка, и определенные минусы, – уверен эксперт. – И неизвестно, что будет перевешивать».
Рыжик опасается интриг в директорской среде, увеличения количества проверок со стороны контролирующих госорганов, принуждения учителей и директоров к написанию дополнительных отчетов, которыми и без того перегружены российские школы или беспочвенных претензий к образовательным программам, вроде случившейся несколько лет назад анекдотической истории в ЛИИЖТе. Тогда чиновники потребовали ввести в программу заочного обучения уроки физкультуры. «Могут, к примеру, заставить учителей заниматься научно-методической работой, что предусмотрено реформой образования, но чем в этих школах сейчас никто не занимается», – предполагает Рыжик.
Преподаватель истории в Санкт-Петербургской классической гимназии (школа №610) Лев Лурье считает, что присвоение президентского статуса двум старейшим физматшколам Петербурга – решение в целом позитивное. В то же время, Лурье отметил, что список качественных петербургских средних школ двумя упомянутыми никак не исчерпывается. Он напомнил, что в городе также работают Академическая гимназия, известная в советское время как школа-интернат №45 при ЛГУ, которая с 1960-х годов принимает на обучение способных детей из провинции, Аничков лицей, Классическая гимназия и еще ряд конкурентоспособных на всероссийском уровне школ. Процедура выбора школ для присвоения нового статуса не кажется ему прозрачной. «Такого рода решение по идее должно приниматься гласно. Впрочем, оно не кажется мне бессмысленным, хотя в нем и проступает некий волюнтаризм», – сказал Лурье.
Инициатива присуждения выдающимся школам президентского статуса принадлежит Дмитрию Медведеву, который будучи президентом России в апреле 2010 года на заседании Госсовета дал премьер-министру Владимиру Путину поручение создать в стране соответствующую сеть федеральных лицеев – чтобы одаренные дети мог получить образование, не уезжая далеко от родителей. Однако, как утверждает Валерий Рыжик, по крайней мере, в Петербурге такие лицеи до сих пор так и не появились. Сейчас, похоже, предпринимается вторая попытка реализовать эту инициативу.
Владимир Грязневич |