|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
«Мы существуем в диалоге»
Мастерская С.Я. Спивака 2019 г.
«Мы существуем в диалоге»
Владимир Желтов // 08.10.19

В Петербурге завершился фестиваль «Мастерская Спивака», посвященный 25-летию актерско-режиссерской мастерской народного артиста России, художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке профессора Российского института сценических искусств (РГИСИ) Семена Спивака.

В 1994 году на первый курс Мастерской были зачислены первые студенты: Роман Агеев, Сергей Морозов, Анна Геллер, Алексей Одинг, Регина Щукина, Анна Табанина, Наталья Индейкина, Кирилл Семин и другие, чьи имена сегодня хорошо знакомы не только театральному Петербургу, но и всей театральной России. За четверть века мастерской Спивака было взращено четыре поколения артистов и режиссеров, выдано около ста дипломов, из них более четверти – с отличием. Выпущено шесть дипломных спектаклей. Все они, включая первый – «Крики из Одессы», до сих пор в репертуаре Молодежного театра на Фонтанке. Многие воспитанники Семена Спивака в этом театре, являющемся учебной базой его мастерской, и служат. Но, куда бы кого ни забросила судьбина, все выпускники мастерской, как прозвучало на юбилейном вечере, делают наш мир немножечко лучше, светлее, счастливее, потому что – процитируем ректора РГИСИ Наталью Пахомову – «Семен Яковлевич не только учит профессии, но и прививает человеческие ценности».

В фестивальную программу вошли десять спектаклей, поставленных самим Мастером и его учениками-режиссерами, которые создавали их как в Молодежном театре, так и в театрах «На Литейном», «Комедианты», «За Черной речкой», в Камерном театре Малыщицкого.



Всегда рядом

Сергей Морозов, режиссер, выпускник 1999 года:

- Мой выбор актерско-режиссерской мастерской определило, прежде всего, то, что Семен Яковлевич был единственным в год моего поступления в Театральную академию мастером-руководителем театра, режиссером-практиком. На первых курсах педагог Виолетта Георгиевна Баженова посвящала нас в основы теории режиссуры, анализа, но основное обучение шло через то, как Семен Яковлевич на наших глазах создавал из ничего нечто. Самая невнятная сцена после нескольких его замечаний становилась яркой и интересной. Выстреливала «в десятку»! В процессе работы над нашим дипломным спектаклем «Крики из Одессы» меня поразило то, как история конкретной семьи постепенно восходила в притчу. Наднациональную, вневременную, общечеловеческую. И, несмотря на трагичность ряда событий, спектакль был пропитан светом и любовью к жизни. Возможно, в этом залог его долголетия. Огромное достоинство Семена Яковлевича и в том, что отношения с учениками продолжаются после окончания ими вуза. Однажды раздался телефонный звонок: «Сережа, ты где сейчас работаешь?» - «В Великом Новгороде». – «Приезжай, поставь чтонибудь у нас в Молодежном». Увы, но тогда приехать у меня не получилось. Позже, когда я вернулся в Петербург, Семен Яковлевич сразу: «Наконец-то! Ставь!» - «Что?» - «Все, что хочешь». - «Семен Яковлевич, так не бывает. Всегда у художественного руководителя есть пожелания по постановке». - «Хорошо. Сделай спектакль со своими однокурсницами». После непростых поисков я предложил прозу Эрика-Эмманюэля Шмитта, из которой и возник спектакль «Четыре танго о любви». А пока шла подготовка к этой премьере, мне было предложено поставить «Время для посещений». Принимая приглашение в Молодежный театр, я понимал, что иду в театр Семена Спивака, а не прихожу выстраивать свой театр на территории Молодежного. При совместном выпуске спектакля «Наш городок» в каких-то случаях наши позиции не совпадали. Где-то я принимал и восхищался решениями сцен Семеном Яковлевичем, гдето достаточно категорично спорил с мастером. Надеюсь, когда я работал режиссером-постановщиком Молодежного театра, я был помощником Семена Яковлевича, человеком, на которого можно опираться. Людей, которым доверяешь, трудно отпускать, но, когда меня пригласили в Театр «На Литейном», Семен Яковлевич сказал: «Сережа, не сомневайся, иди. Будет непросто, но ты справишься. Желаю тебе удачи. Если понадобится моя поддержка, я всегда рядом». Мы действительно существуем в диалоге, этот диалог не всегда был гладкий. Но при этом всегда было уважение и право на свое высказывание в существующей в Молодежном театре системе координат. Со стороны Семена Яковлевича это и доверие, и щедрость. Для меня все этапы нашего диалога - радость и гордость.



Театр - как суть

Денис Хуснияров, режиссер, выпускник 2009 года:

- Мастерская Семена Спивака - это театр. Театр как суть. Как язык. Как способ взаимодействия. Было невозможно отделять творческие уроки от человеческих. Это одно и то же. Семен Яковлевич и есть театр. Иногда наивный и простой. Иногда глубокий и философский. Но всегда живой. А каждое занятие было спектаклем. Представлением. Спивак в главной роли. А ученики – зрители. Театр. В процессе обучения происходит несколько стадий во взаимодействии мастера с учеником. И одинаково важно: как притяжение, так и отталкивание. Сначала, конечно, это тотальное погружение и растворение. Потом вы говорите на равных. Потом ученик уходит. И это единственный верный путь.



Тонко чувствующий человек

Артем Петров, режиссер, выпускник 2013 года:

- Я родился в актерской семье, но путь мой в театр не был простым. После школы – университет, философский факультет, аспирантура, и только потом – театральная академия. (Если Платон от театра перешел к философии, то у меня получилось с точностью до наоборот.) Поступил я на курс Анатолия Аркадьевича Праудина, проучился два года и потом перевелся к Семену Яковлевичу Спиваку. Это был счастливый шанс, которым мне повезло воспользоваться. Курс Спивака учится при Молодоженом театре, что является потрясающим бонусом для его студентов. Так, у меня была возможность видеть, как проходит выпускной период спектакля «Семья Сориано». Для меня это был очень интересный опыт: настолько близко и целостно увидеть выпуск спектакля. Есть такое понятие: научить нельзя – можно научиться. Это абсолютно мой случай. Бывало, что я, студент, как режиссер решал какую-то сцену, приходил Спивак, смотрел – и все переиначивал. В таких случаях думаешь: «Это уж слишком!» А потом, через какой-то час: «Нет, не слишком, теперь все встало на свои места, теперь все именно так как надо». В процессе обучения очень важны взаимопонимание учителя и ученика. Мне кажется, что обучение – это еще и постоянное нахождение в диалоге с мастером. И сейчас, если во время репетиции у меня чтото не получается, начинаю думать: а как бы сделал Семен Яковлевич, чтобы он мне сказал? И, пусть это не покажется странным, воображаемый диалог очень сильно помогает. Я приглашаю Спивака на премьеру не с трепетом, а с надеждой, что он меня поймет. Семен Яковлевич – очень тонко чувствующий человек, и, если я все сделал правильно, если то, что я сделал, убедительно, он меня поймет. Вот что было сказано мне после дипломного спектакля – процитирую по памяти: «Артем, я Вырыпаева не очень люблю, но спектаклем «Dream Works» ты меня убедил, что эта пьеса – хорошая». Я как-то попытался сформулировать для себя основной принцип работы режиссера. Актер играет для зрителя, а режиссер должен сыграть задуманную им постановку для артистов. Сыграть так, чтобы увлечь их своим замыслом. В связи с этим не перестаю удивляться, насколько актерское связано с режиссерским в даровании Семена Спивака. Семен Яковлевич уникален и как мастер, и как педагог. Основной его принцип: это поиск человека со всеми его темными и светлыми нюансами. Они обычно вместе идут. В каком-то смысле, школа Спивака – это школа смелости. Смелости как понимания своего несовершенства. Не берусь сейчас утверждать, что я усвоил все, что следовало бы усвоить, но уверен: уроки Спивака не прошли даром. Я взял у учителя то, что для меня очень ценно – умение работать с артистами. А дальше – поиск своего пути.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32320

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Культура
  В честь юбилея Передвижников
  Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии меняет даты проведения
  "Волшебная флейта" в Мариинском
  GAMMA_PRO 2021: культурная эволюция
  Нешуточные «Шутники»
  «Бабайкин против Наполеона»
  Опера Бриттена "Сон в летнюю ночь" в Мариинском
  В парках Петербурга будут давать бесплатные концерты
  «Арлекин» разбушевался
  XVI Санкт-Петербургский международный книжный салон
  //  Видеосюжеты
ПРЕЛЮДИЯ

vk.com 



//   Новости
  Общество // «Ночлежка» откроет в Петербурге кафе, в котором будут работать бездомные
  Культура // Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии меняет даты проведения
  Культура // GAMMA_PRO 2021: культурная эволюция
  Общество // Подопечные «Ночлежки» стали фотографами для проекта «Город-приближение-человек»
  Досуг // Отдыхающие массово лезут в воду в парке 300-летия Санкт-Петербурга
  Город // На площади Победы зажгут прожекторы в честь акции «Лучи Победы»



    //  Ленинградская область
  Культура // В честь юбилея Передвижников
  Город // Знойное солнце северной столицы активировало комаров: как спасаются горожане?
  Власть // Без прививки или антител к коронавирусу областных чиновников отправят на "удаленку"
  Туризм // В акватории Балтийского моря создадут водные маршруты
  Здоровье // В Ленобласти начался пик активности клещей
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Нешуточные «Шутники»
Петербургские гастроли московского театра «Сатирикон» завершились показами спектакля по пьесе Островского.
//  Культура
  «Арлекин» разбушевался
//  Город
  Как будет выглядеть СКА Арена
//  Город
  Хранить нельзя реконструировать
//  Город
  Что осталось от советского общепита
Сегодня в Петербурге, по экспертным оценкам, работает 5,2 тысячи заведений общепита. В 1980 году ленинградцы о таком изобилии могли только мечтать.
//  Город
Ночное небо над Средней Рогаткой
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Садоводство Боде
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Большой китайский мост
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Второй выводок птенцов в семье Красной Шейки
Фото: Эльвина Одинцова
//  Культура
  "Волшебная флейта" в Мариинском
Фото: Средняя Рогатка



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru