|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Город   #История
Как спасали Московские ворота

Как спасали Московские ворота
AN-Piter // 25.09.21

Из статьи П.В. Платонова
"МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА. К ИСТОРИИ УТРАТЫ И ВОССОЗДАНИЯ"

Бытует утверждение, что разборке Московских ворот предшествовало решение Исполкома Ленсовета, но на самом деле все было наоборот.
17 августа 1936 года в ходе реконструкции проезжей части Международного проспекта строители приступили к разборке ворот, стоявших поперек трассы. В то время через их центральный пролет были проложены трамвайные пути, соседние пролеты пропускали по одному ряду транспорта в каждом направлении, а боковые являлись пешеходными.
Идущие полным ходом работы по сносу были зафиксированы Инспекцией Ленинградского Уполномоченного Комитета ВЦИК по охране памятников 22 августа 1936 года, т. к. ворота состояли под охраной как памятник государственного значения. Обращения к Президиуму ВЦИК и городским властям не дали результата — работы не были даже приостановлены.

Главный архитектор ГИОП Н.Н. Белехов пытался на месте с рулеткой доказать руководству Ленсовета, что пропускная способность Международного проспекта соответствует сечению ворот и позволяет их оставить. В качестве крайней меры возможно было еще обращение к партийному руководству страны — в ЦК ВКП(б) или лично к товарищу Сталину, но на такую «дискредитацию местной власти» не решились. Наконец, после настойчивых указаний Отдела по охране памятников, 26 августа последовало устное распоряжение председателя Ленсовета И.Ф. Кадацкого о замене сноса ворот разборкой по элементам с тем, чтобы в дальнейшем была возможность установки их на новом месте.

В составленном акте осмотра памятника констатировалось, что уже сняты семь из восьми венчавших аттик медных арматур из военных доспехов и все фигуры гениев с фриза, разобрана большая часть самого аттика, а также обрамлявшая площадь чугунная решетка. Скульптурные детали были сложены тут же на земле, многие имели поломки и вмятины. Сброшенные с аттика чугунные плиты разбились «отчасти вследствие утомления металла».




Для складирования чугунных частей и металлоконструкций выделили площадку невдалеке на Литовской улице, а художественные элементы решено было передать на временное музейное хранение. Поскольку ни один из ленинградских музеев не был в состоянии принять такое количество медной скульптуры, ее пришлось разделить. Русскому музею передавались семь фигур гениев с фриза, находившихся в наилучшем состоянии. В Музей Академии художеств попали восемь фигур гениев, одна арматура в разобранном виде, а также фрагменты ордера, в том числе капитель портика одной из кордегардий. В Артиллерийском музее оказались две фигуры гениев и семь арматур, из которых только одна была в целом виде. Большое количество разрозненных и имевших наиболее значительные повреждения скульптурных деталей было помещено на склад, именуемый в документах сараем на Новодевичьем кладбище.

Легитимность все происходящее приобрело спустя месяц после начала работ. 16 сентября 1936 года, когда почти все было уже закончено, Ленсовет принял постановление: «В связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе, признать необходимым снести Московские ворота». 10 апреля 1937 года Президиум ВЦИК снял объект с учета как разрушенный.

Многочисленные обращения с предложениями о воссоздании памятника, в том числе и от Общества «Старый Петербург — Новый Ленинград», не получили официальной поддержки. Тем не менее, уже в 1938-1940 годах в мастерской профессора Е.И. Катонина был разработан проект использования триумфальных ворот для оформления входа в парк культуры и отдыха Московского района.

В послевоенные годы возобладало мнение, что удаление Московских ворот было крупной градостроительной ошибкой. В 1947 году «сохраняющиеся в разобранном виде» ворота включили в число памятников архитектуры общесоюзного значения. Актуальность вопрос о восстановлении приобрел в связи с составлением проекта генеральной реконструкции проспекта, которому в 1950 году было присвоено имя товарища Сталина, что обязывало сделать эту магистраль лучшей, образцовой по архитектуре и благоустройству. Наряду с въездом в город у Средней Рогатки и входом в Московский парк Победы, теперь рассматривался и вариант восстановления ворот на первоначальном месте.



Когда казалось, что на пути не осталось уже никаких препятствий, выяснилось, что у вопроса есть и политическая сторона. С появлением в печати утверждений о скором воссоздании ворот, в городские и союзные партийные органы поступил ряд писем, указывающих на несвоевременность, а главное — идеологическую вредность подобного шага. Обком обязал Ленинградскую организацию Союза архитекторов устроить открытое обсуждение этой темы с одним из авторов обращения.

На поверку оппонент оказался идеалистом из числа вечных правдоискателей. Его тщательно подготовленный получасовой доклад, наряду с вульгарно-социологическими рассуждениями об идеологической враждебности памятника завоевательным войнам и подавлению национально-освободительных движений, содержал прагматичный вопрос о целесообразности расходования колоссальных средств на воссоздание ворот в период острого дефицита материальных ресурсов.
Поднаторевшие в дискуссиях, ленинградские архитекторы, всеми обвинительными штампами единодушно заклеймили самого докладчика. Наряду с высокой оценкой художественных достоинств памятника, был позитивно оценен и формальный повод его установки, а подавление многочисленных польских восстаний трактовано как эпизод борьбы со своекорыстными интересами шляхты, чуждыми широким народным массам.
В резолюции все острые дискуссионные угла были сглажены и, наряду с необходимостью восстановления ворот, отмечалась необязательность воссоздания посвятительных надписей. (Они были восстановлены только в 2003 г.)

Последние тучи сгустились над памятником в 1956 году. В феврале руководство «Главвторчермета» внезапно поставило в Московском Райсовете вопрос о нецелесообразности дальнейшего хранения чугунных частей от разобранных Московских ворот и передаче их на переработку. А в апреле, без извещения ГИОП началась перевозка деталей на неподготовленную для этого площадку между домами № 24 и 26 по Расстанной улице. Вмешательство инспекции вынудило руководство района придать цивилизованную форму хаотичному «сваливанию» и ломка сменились упорядоченным складированием.
Лишь летом 1956 года судьба памятника, наконец, определилась — решение о восстановлении Московских триумфальных ворот на историческом месте было принято.

©  save-sp-burg.livejournal.com


Читать полностью:


http://save-sp-burg.livejournal.com/1612390.html
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33002

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Город
  Природа шутит
  Памятник «Потерянная книга» установили во дворе на Литейном проспекте
  Отель "Кленовый лист"
  Последние солнечные деньки золотой осени
  Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова на Московском проспекте
  Золотое перо Жар-Птицы
  Золотая осень. Массовый наплыв гуляющих в Павловском парке
  Живописные берега озера Разлив в первый день октября
  Золотая осень в Пулковском парке
  Буйство осенних красок
  //  Видеосюжеты
ПРЕЛЮДИЯ

vk.com 



//   Новости
  Культура // II Международный фестиваль дебютного кино объявляет победителей
  Город // Памятник «Потерянная книга» установили во дворе на Литейном проспекте
  Культура // В Новой Голландии для широкой публики открылось новое пространство — «Актовый зал»
  Спорт // Спортивный комплекс с гимнастическим залом открыт на Московском шоссе
  Экономика // «Балтийская жемчужина», Setl Group и «Мегалит» - в финале конкурса «Доверие потребителя» в категории «реализованные жилые комплексы комфорт-класса»
  Образование // Школы – вузы – работа. Выбор, определяющий будущее



    //  Ленинградская область
  Культура // В Ленинградской области ждут гостей "музеи с изюминкой"
  Культура // Дым над водой. От классики до рока. Фото
  Город // Александр Дрозденко высоко оценил реставрацию Выборгского замка
  Досуг // Гигантские улитки на вершине горы Кирхгоф
  Криминал // В больнице Всеволожска нашли конвейер лжевакцинации
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Город
Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова на Московском проспекте
Завод был основан в 1874 году выходцем из Шотландии Ф. К. Рештке. Изначально специализировался на металлообработке.
//  Культура
  Булгаков лицом к лицу
//  Экономика
  Что творится на рынке вакансий Петербурга и кому из-за пандемии готовы платить больше
//  Город
  VI Международный фестиваль «Кофе&Jazz»
25-го и 26-го сентября
//  Город
  Московское шоссе в Санкт-Петербурге — история появления и интересные факты
//  Город
Природа шутит
Фотозагадка: Эльвина Одинцова
//  Город
  Отель "Кленовый лист"
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Последние солнечные деньки золотой осени
Фоторепортаж: Средняя Рогатка
//  Город
  Золотое перо Жар-Птицы
Фотозарисовка: Средняя Рогатка
//  Досуг
  Осенний сон
Фотозарисовка: Средняя Рогатка



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru