|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Интервью  //  Здоровье   #Медицина
Жизнь за счет смерти
Пересадок органов становиться все меньше и меньше
Жизнь за счет смерти
Татьяна РОЩИНА // 15.03.13

Пожалуй, нет в медицине более интригующей, но и самой спорной области, чем трансплантология. Очередной всплеск интереса общества к ней связан с сообщением о том, что в медицинском центре университета штата Мериленд (США) провели первую в мире полную пересадку человеческого лица. Тридцатисемилетний пациент Ричард Ли Норрис, «потерявший лицо» в результате несчастного случая (огнестрельное ранение) и вынужденный в течении нескольких лет выходить на улицу в маске (у него не было ни губ, ни носа, ни верхней челюсти), наконец-то приобрел вполне человеческий облик.

Какие проблемы в действительности испытывает трансплантология, что сейчас происходит в этой отрасли медицины? Об этом рассказывает Дмитрий Николаевич СУСЛОВ, заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени Павлова, хирург, принимающий непосредственное участие в операциях по пересадке органов.

- Это действительно полная пересадка лица? Планируются ли в России подобные пересадки? Необходимость в подобных вмешательствах явно есть: это и ранения, и тяжелейшие калечащие ожоги, и повреждения после нападения медведя. И, на взгляд непрофессионала, такие пересадки кажутся более простыми, нежели, например, пересадки сердца. Ведь в одном случае – жизненноважный орган, в другом – вроде бы только кожа…

- Да, американцы первыми смогли пересадить лицо. Это крайне сложная технически пересадка, можно сказать, что она полиорганная. Пересаживали и кожу, и сосуды, и мышцы, и подкожный слой. В ближайшем будущем у нас подобные пересадки не планируются. Нам бы со своими проблемами разобраться.

Что же касается сложностей при пересадке лица, то здесь появляется еще одна, принципиально новая проблема, с которой хирурги-трансплантологи еще не сталкивались никогда. Проблема: как пациент воспримет свой новый внешний облик, сможет ли он принять себя нового, какие чувства он будет испытывать, подходя к зеркалу? ( Ведь при пересадках внутренних органах проблема внешности пациента и не возникала). На первый взгляд кажется, что человек, который смог «снять маску», должен быть в любом случае доволен. Но здесь много нюансов, стоит вспомнить хирургию пластическую, результатами которой отнюдь не всегда довольны пациенты.

Думаю, что перед пересадкой пациенту все-таки показывали фотографию потенциального донора, так что решение об операции было взвешенным еще и с позиций принятия внешнего вида.

- Вы упомянули проблемы в нашей российской трансплантологии…

- Мало у нас пересадок выполняется, катастрофически мало. Проблемы и с финансированием самих вмешательств (операции по трансплантации – крайне дорогостоящие), и с закупками препаратов для прооперированных больных (дорогостоящие лекарства они должны принимать пожизненно), и с донорами, Причем с каждым годом мы имеем все меньше доноров. Если до недавнего времени в Санкт-Петербурге ежегодно проводились пересадки примерно от сорока с лишним почивших доноров, то в 2011 году доноров оказалось всего 33.

Между тем на «листе ожидания» пересадки почки у нас уже стоят более трехсот человек. И этот «лист ожидания» постоянно только пополняется. Причем неизвестно, сколько ждать конкретному человеку. «Лист ожидания» на трансплантацию – это не квартирная очередь. Люди не идут друг за другом. Потому что когда появляется потенциальный донор, из этого всего «листа ожидания» будет выбираться тот человек, организм которого максимально совместим с донорским. (Совместимость определяется по множеству факторов, в том числе по группе крови и по так называемой перекрестной пробе, то есть по наличию у пациента антител к антигенам донора). То есть сколько времени «стоять в очереди на трансплантацию» конкретному пациенту – никто не скажет. Может, подходящий донор появится в ближайшую неделю, а может – через много лет, которые пациент по-прежнему должен будет проводить на гемодиализе (то есть на аппарате «искусственная почка»). Некоторые пациенты уже и мечтать перестали о пересадках и собираются всю оставшуюся жизнь провести на гемодиализе. Они уже не верят в изменение судьбы к лучшему.

И это я обрисовал ситуацию только по почкам. Учтем, что с почками все еще не так и плохо. Потому что у пациентов есть альтернатива – гемодиализ. Да, для его проведения больным нужно два-три раза в неделю ездить в то или иное лечебное учреждение, но все-таки это – жизнь. А у пациентов, нуждающихся в пересадках сердца, легких, печени, тонкого кишечника – такой альтернативы нет в принципе. Если для них не находится донор в ближайшее время, они, увы, обречены.

Мы много надежд возлагали на принятие нового «Закона об основах охраны здоровья граждан РФ», но он поставил перед нами больше вопросов, чем ответов.

- Какие изменения в трансплантологии предполагаются по новому закону?

- Сначала скажу о плюсах. Очевидный плюс – разрешение детского донорства, то есть забор органов от погибших детей. Ранее такое донорство было запрещено в принципе, из-за чего мы имели огромные проблемы с пересадками для маленьких детей. Ну, не пересадишь же большую взрослую почку малышу! Причем подобное донорство разрешено только с обязательного согласия хотя бы одного из родителей погибшего. Это очень важный фактор! Без согласия – нет и донора. И очень существенно: погибшие дети из детских домов не могут стать донорами в принципе. Потому что у них нет родителей и некому дать согласие.

Теперь о минусах. Родственное донорство от живых родственников как было, так и осталось. Но закон так и не разрешил перекрестного донорства от живых доноров. Что такое перекрестное донорство? Это когда есть, например, пара – мама с дочкой, и мама готова отдать почку своей больной девочке. Но по пробам на совместимость они не проходят. Не годится девочке мамина почка. Но есть друга пара. Тоже мама с дочкой. И с несовместимостью. При этом почка от мамы «номер один» подходит дочке «номер два», и наоборот. Мы помочь ничем не можем, а например, в Голландии, в США перекрестное донорство развито. Там порой выполняют по десятку и более операций одномоментно, то есть составляют цепочку из таких пар, в результате чего у каждого реципиента появляется подходящий именно ему донор.

- Все-таки в России осталась презумпция согласия на донорство. Донорство, напомним читателям, у нас бесплатное. Потенциальным донором может стать только относительно здоровый человек, у которого зафиксирована смерть головного мозга. Причем этот человек должен умереть не дома, а в условиях больницы, а точнее – в реанимационном зале. Органы нужно изымать сразу после констатации смерти головного мозга, когда ряд функций человеческого организма поддерживается специальной аппаратурой. Счет идет на минуты: иначе органы станут непригодными для пересадок. Органы изымает специально вызванная бригада, имеющая соответствующие навыки. Обычные хирурги технически это сделать не могут.

А как обстоят дела с презумпцией согласия в других странах?


- Презумпция согласия на донорство определена в ряде европейских стран, например, в Австрии, Италии и Польше. У них это считается нормальным явлением. Врачи могут спросить согласие родственников на изъятие, но могут и не спросить. Согласие будет считаться «по умолчанию». Изымать органы нельзя в случае, если родственники выразили несогласие, или же при поступлении больного в стационар родственники предупредили: их больной при жизни выражал несогласие стать донором. Но в других странах население гораздо лучше информировано о трансплантации. У нас же население, я бы сказал, абсолютно безграмотно в плане трансплантации. Даже врачи. Отнюдь не всегда медики, работающие в больницах, сообщают в службу забора донорских органов о том, что у них есть умирающий пациент с черепно-мозговой травмой. Не считают нужным сообщать, относясь к трансплантации как к чему-то несущественному.

- Что будет, если в России в законодательном порядке, наоборот, ввести обязательное согласие на донорство?

- У нас и так огромная проблема с донорскими органами. Их хронически не хватает. Введем согласие, - доноров станет еще меньше. Потому что население в принципе не склонно доверять врачам, и из чувства внутреннего протеста будет писать отказы.Отнюдь не исключаю, что ряд граждан начнут требовать деньги за согласие.

Мое личное мнение: спрашивать у родственников умирающего человека согласие на донорство – некорректно. Во-первых, потому что родственники могут предположить: раз спрашивают согласие на изъятие органов, значит, не хотят лечить нашего больного. Но это не соответствует действительности. Все больные, независимо от того, будут ли они донорами или нет, получают требуемый объем медицинской помощи. Во-вторых, родственникам и без нас тяжело, а мы причиним им лишние страдания, подтолкнув на размышления, что причиним еще больший вред дорогому им человеку. Многие же родственники, например, отказываются от проведения вскрытия. Чтобы, как они считают, не беспокоить почившего.

Уточню: в нашей практике были случаи, когда согласие родственников запрашивали и получали его.

- Проводились ли подпольные пересадки органов в России? Могли ли «отловить» кого-то на улице и «разобрать на запасные части»?

- «Отловить» кого-то – звучит наивно. Хотя бы потому, что для проведения пересадок нужен специальный персонал, специально оборудованная операционная и совместимость донора и реципиента. Это ж сколько людей надо «отловить», чтобы подобрать требуемое для конкретного пациента «N»!

Подпольных пересадок в России не проводилось, и проводиться не могло. Это заявляю со всей ответственностью! Потому что «тайных пациентов» не может быть в принципе. Они обязательно объявятся официально! После пересадок нужно пожизненно делать анализы на содержание циклоспорина в крови (такие анализы не делает обычная поликлиника или больница). И пациенту нужно пожизненно принимать циклоспорин и другие препараты, не продающиеся на каждом углу. А стоимость препаратов – огромна. Нужно по сто тысяч и более рублей в месяц. Оплачивает все это государство. Больной обязательно окажется в поле зрения официальных врачей! Кстати, когда в Санкт-Петербург приезжает больной, прооперированный в другом городе, мы обязательно звоним в тот город и спрашиваем подробности о пациенте. В частности, насколько аккуратно он принимает лекарства. Так же действуют и трансплантологи из других городов, к которым прибыл питерский пациент. Сейчас в России вообще введен единый федеральный реестр пациентов, которым были выполнены трансплантации. «Проскочить» мимо него – невозможно.

По перечисленным выше причинам подпольная пересадка «всплывет» и в любой другой стране.

- Фиксировались ли незаконные пересадки в других странах?

- Был, например, в Эстонии известный скандал в середине 90-х годов. Преступная группа занималась тем, что находила жителей бедных стран, желающих продать свою почку. За небольшие деньги. Этих людей переправляли в страны, где разрешены пересадки от живых доноров - неродственников (в России подобное запрещено). И вот один из потенциальных доноров в последний момент передумал и обратился в консульство с просьбой отправить его на родину. История стала достоянием гласности и судебного разбирательства.

Надо сказать, что некоторых странах Латинской Америки, в Турции разрешено брать органы от живого донора, не являющегося кровным родственником. Это может провоцировать куплю-продажу.

А в ряде стран разрешено так называемое эмоциональное донорство, от супруга к супругу.

- К вам обращались с предложением о продаже органов?

- Да. Естественно, мы отказываем. Но особо желающие могут поехать в страну, где разрешены пересадки от доноров, не являющихся родственниками, или заключить фиктивный брак с гражданами стран, в которых разрешено эмоциональное донорство. Мы подобные ситуации отследить не можем.

- Как вы относитесь к легализации купли-продажи органов?

- Наша страна совершенно не готова к такому повороту. Хотя, возможно, когда-нибудь мы и подойдем к этому. Возьмем, к примеру ныне официально разрешенное суррогатное материнство. Это же «сдача матки в лизинг», чтобы подправить свое материальное положение, а, возможно, получить деньги на лечение близкого человека. Почему бы тогда не отдать почку (или часть печени), для того, чтобы получить средства на лечение дорогого тебе человека?

Был случай, когда больной девочке пересадили кусочек печени от матери, однако, через какое-то время дочка перестала аккуратно принимать положенные препараты, в результате чего наступила реакция отторжения. Тогда кусочком печени «поделился» с дочкой отец. И теперь все хорошо: дочка принимает лекарства строго по схеме.

Еще в начале прошлого века хирурги пытались пересаживать чужие органы. Эксперементировали тогда на собаках. Вот только больше нескольких суток прооперированные животные не жили. Потом были попытки «подсадить» голову одной собаки в тело другой (этим занимались и в Советском Союзе). В результате эксперимента у нас получился некий двуголовый и обреченный на близкую смерть собачий монстр.

Но – наука шла вперед, методики совершенствовались. Пятьдесят лет назад американские врачи сумели-таки пересадить почку от близнеца к близнецу. Пациент прожил восемь лет. Примерно через десять лет американскими же врачами была проведена первая успешная пересадка печени.

Сенсационным стал 1967 год. 3 декабря 1967 года южноафриканский кардиохирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые в истории вживил в грудь человека чужое сердце. Судя по газетным публикациям шестидесятых годов, «астронавты, ступившие на Луну, не наделали столько шума, как Барнард со своим скальпелем». При этом он выражал благодарность Владимиру Петровичу Демихову, тому русскому хирургу, который создал «двухголового монстра», и чьи работы сделали возможным трансплантацию сердца, да и не только сердца. Уже в 1968 году донорское сердце было пересажено английскими врачами. Эра трансплантологии началась. Причем шансы больных с пересаженными органами на долгую жизнь значительно увеличились после 1984 года, когда в медицинской практике появился принципиально новый препарат – циклоспорин (сандиммун), препятствующий отторжению организмом чужеродных для него тканей.
В Санкт-Петербурге пересадки почек начали делать с 1976 года. Несколько женщин, которым пересадили почки, благополучно родили детей. Беременность протекала на фоне приема циклоспорина, и ничего плохого с малышами от этого не произошло. Одна из упомянутых женщин даже стала бабушкой: здорового ребенка родила ее дочь. Здорового младенца также родила молодая женщина, которой пересадили донорскую печень.

В Санкт-Петербурге пересаживают почки ( в прошлом году 66, а всего за 30 лет - более 1000 операций), в том числе от живых доноров-родственников. Пересаживают сердце (в прошлом году таких операций было 4). Пересаживают печень (в минувшем году 25 операций).

В России (но не в Санкт-Петербурге) стали выполнять операции по пересадке печени от живого донора-родственника. В таких случаях, конечно, пересаживается не вся печень, а только кусочек. Но печень имеет замечательную способность к регенерации. То есть она довольно быстро «дорастает» до нужного организму размера.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/27872

//  Здоровье
  Социалисты обвинили власти Санкт-Петербурга в запугивании пенсионеров
  5 МИНУТ, КОТOРЫЕ ПPOДЛЯТ ТВOЮ ЖИЗHЬ HА ГOДЫ!
  Чиновников призвали экономить на предметах роскоши, а не на лекарствах для детей
  Медицину нужно перестраивать под ковидную реальность
  Медицинский работник должен быть в каждом детском саду и школе
  Минздрав рискует заразиться «болезнями» Пенсионного фонда
  В Ленобласти начался пик активности клещей
  Всего четыре водоема в Ленинградской области одобрили для купания
  Большинство людей старше 65 лет заражаются коронавирусом от родственников
  Как не стать жертвой клещей
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Зашел в гости
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru