В Санкт-Петербург и Выборг финны нынче приезжают, конечно, уже не в тех количествах, как в советские годы «водка-туризма», когда стоимость поездки в Ленинград была просто мизерной. Автобусы из Финляндии на выходные дни шли тогда через границу буквально колоннами. Точь в точь, как сегодня идут по утрам наши в сторону страны Суоми. Все изменилось с точностью до наоборот.
Заправиться «под завязку» дешевым бензинам, может быть, купить что-то из товаров более дешевых, чем в Финляндии. Вот и все интересы. А чем их привлечь еще? Великолепный Выборг в полном запустении, грязные улицы, облупившиеся фасады, жуткий асфальт, далекие от европейских стандартов с неоправданно высокими ценами гостиницы, а главное – отпугивающая финнов цена российской визы. А ведь этот уникальный город и его окрестности мог бы вполне стать туристической меккой.
Белеет парус одинокий
Не может быть, чтобы чиновники Выборгской администрации, не знали и не видели, какое количество яхт находится в собственности только у жителей одного города Лаппеенранта. Впечатление такое, будто бы каждый житель города имеет свою яхту. Оказавшись тут на Иванов день, автор этих строк неожиданно обнаружил, что город пуст. На улицах практически не было ни души. Все разъяснилось в порту, и на прилегающих к нему улицах забитых припаркованными машинами. Все жители Лапеенранты ущли на своих яхтах на острова Сайменских озер.
А почему Выборг до сих пор не может стать привлекательным городом для финских яхтсменов? Разговор об этом идет уже несколько десятилетий, но причалов с соответствующей инфраструктурой у нас как не было, так и нет. Неужто никто не считал, какие валютные доходы мог иметь город Выборг от развития только этого вида туризма? Как-то в разгар летнего сезона проезжая вдоль Сайменского канала довелось увидеть на его сверкающей в лучах заходящего солнца глади, одинокий белый парус и финский флаг на корме. А ведь эта красивейшая водная артерия, кстати, единственная для выхода в Балтийское море из внутренних вод Финляндии, могла бы стать оживленной водной туристической трассой.
Мы – к вам, вы – к нам
Петербуржцы бронируют номера в финских приграничных SPA-отелях и коттеджах чуть ли не за несколько месяцев. А у нас финны отдыхают? Слышна ли их речь в наших немногочисленных отелях на Карельском перешейке? Как часто на питерских улицах можно увидеть автомобиль или автобус с финскими номерами? Неужели наши дворцы и музеи не интересны для финских туристов? Ведь за годы минувшие с времен «водка-туристо» выросло целое поколение финнов, вряд ли бывавшее в Северной столице соседнего с ними государства.
Так почему они не едут?
На Карельском перешейке новых гостиниц построено мало или же они перестроены из бывших советских Домов отдыха. Но они, скорее всего, ориентированы на россиян. Вот отель на берегу залива в Репино. Вроде все современно, есть бассейн, боулинг, видовые номера. Но в маленьком бассейне уныло, да и плавать в нем можно бесплатно весьма ограниченное время. Большинство дополнительных услуг – платны. Разве привлечешь иностранных туристов? Вряд ли это можно сравнить с новым сверкающим SPA Saima Clab, от которого в восторге дети и взрослые. Или давно с давно облюбованным петербуржцами SPA-Imatrankylpyla? Нет, конечно.
Наше побережье Финского залива в теплое лето – рай для отдыха. Но рай только климатический. Грязные пляжи, убогая инфраструктура, необоснованно дорогие ресторанчики с претензией на помпезность, все это не может быть привлекательным для финских туристов. Они, скорее всего, предпочтут Эстонию. Да так оно и есть, если учесть, что гигантские паромы чуть ли не через каждые три часа идут из Хельсинки в Таллинн полностью заполненными. А сколько финнов сходит с борта «Принцессы Марии» в Санкт-Петербурге? Опять счет не в нашу пользу.
Хорошо ли мы рекламируем Санкт-Петербург и Карельский перешеек в самой Финляндии? Видимо, все же недостаточно. По крайней мере, рекламных щитов приглашающих в Санкт-Петербург вдоль финских трасс что-то не видно. А вот на нашей территории вдоль трассы ведущей в Финляндию их более десятка. А сколько рекламы на русском языке по ту сторону границы?
Финские сайты заговорили по-русски
Практически все сайты муниципалитетов запустили русскоязычные версии, в комитетах по развитию туризма нередко работает русскоговорящий персонал, часть городов Финляндии открыли представительства в России. Финские специалисты рекламируют туристические возможности Суоми в российских социальных сетях, например «В Контакте», блогах, участвуют в выставках и сами организовывают мероприятия в Петербурге.
«Бюджет МЕК - Центра по развитию туризма Финляндии, - пишет портал «Фонтанка.fi», - для продвижения туризма на российском рынке в 2013 году составил 1 млн 225 тысяч евро, совместные кампании с турпредставительствами регионов добавляют к этой сумме еще 500 тысяч евро. Бюро по туризму и конгрессам Хельсинки одну из ставок делает на профильный сайт. Анна-Мари Валтонен, менеджер по маркетингу Бюро по туризму и конгрессам, сообщила, что за 2012 год сайт Visithelsinki.ru собрал 120 тысяч уникальных посетителей. А кроме того, в столице Финляндии гордятся, что все чаще русские туристы пользуются услугами местных гостиниц, хостелов и т.п.: в 2012 году зарегистрировано 315 500 тысяч ночевок (+3,2% по отношению к 2011 году). В петербургском Доме Финляндии работает представительство Лаппеенранты. Продвижением туристических возможностей Лаппеенранты и Иматры занимается компания GoSaimaa LTd, ежегодный маркетинговый бюджет которой оценивается в 875 тысяч евро, средства поступают от муниципалитетов и Совета Южной Карелии. И еще одна интересная цифра, которую сообщила Мирка Кристина Рахман, руководитель отдела маркетинга администрации Лаппеенранты: в город приезжают около 2 миллионов россиян в год. Увы, Северная столица России такой цифрой похвастаться пока не может. В прошлом году финны запросили у российских консульских служб лишь чуть больше 150 тысяч виз для поездок по всей России. |