Сутэ-иси - искусство расстановки камней...
Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и другим его элементам. По форме их делили на такие разновидности: низкую вертикаль, плоский, лежачий, и из них составляли основную и второстепенную группы. Определял композицию главный выбранный камень. С двумя меньшими по размеру он образовывал триаду (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада, используя камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся световой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого. Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней: один-три. В первом варианте камни группируются по схеме «три-два-два», «три-два». Композиция из трех камней, включающая один большой камень и два небольших,- традиционная и наиболее популярная. В композиции из пяти и более камней вершины должны составлять три камня с одной общей точкой, которая может быть опущена. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли.
Некоторые основные правила работы с камнями:
Если вы создаете композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечетного количества камней (три, пять, семь).
Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.
Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.
При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесен с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»).
Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.
Для баланса энергии Инь-Ян, расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги.
Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное - соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе. |