Сегодня считать оловянных солдатиков забавой для детей могут лишь невежды. Техника изготовления оловянной миниатюры – искусство, которым владеют и ценят его по достоинству очень немногие взрослые. Фигурки, которые в позапрошлом веке рассматривались лишь в качестве деткой игрушки, сегодня не только коллекционируются знатоками, но и часто используются музейщиками при оформлении экспозиций. А в петербургском музее Суворова, давно владевшего большой коллекцией солдатиков прошедшей весной даже появился «музей в музее» − отдельная экспозиция по истории российской армии, основанная на собраниях полковника Советской армии Михаила Люшковского и инженера-строителя Александра Любимова. Открытый для посетителей в мае 2018 года проект уже через год был отмечен Премией Правительства Санкт-Петербурга как лучший в категории «Музейное дело».
В первом же зале этого необычного собрания, находящегося в соседнем доме со знаменитым музейным зданием, построенным по проекту Александра фон Гогена, расположена витрина с диорамой Швейцарского (Альпийского) похода армии под предводительством знаменитого российского полководца, будущего генералиссимуса. Автор этой, самой большой в Европе диорамы (6,2х2,7 м), художник Владимир Нуждин трудился над ее созданием целых два года. Работающая сейчас в основном здании музея выставка «Тайная жизнь оловянных солдатиков. Альпийский поход А.В. Суворова» рассказывает именно о деталях, «тайнах» появления на свет «Швейцарского похода в миниатюре», включающего четыре основных походных эпизода: подъем на Сен-Годар, штурм Чертова моста, бои в Мутенской долине и подъем на перевал Паникс (спуск с него изображен на известной картине Василия Сурикова), произошедший ровно 220 лет назад.
На выставке можно увидеть практически весь инструментарий для создания трех сотен оловянных солдатиков, использованных в масштабной диораме. Ведь отливку предвосхищает огромный труд художника, который должен следовать исторической правде обмундирования и вооружения. Иллюстрируют это утверждение представленные на выставке эскизы, чертежи и фотографии работы Николая Щеголева, запечатлевшие основные работы мастерской Нуждина по подготовке солдатиков, облаченных в форму суворовской эпохи. Но роспись, которая должна строго соответствовать исторической правде костюма и «попадать» в уже отлитые формы с ювелирной точностью, Завершающим этапом рождения оловянного солдатика как произведения искусства является − это уже завершающий этап рождения оловянного солдатика. До того, как к олову прикоснется кисть художника, оно еще должно обрести требуемую форму, стать тем самым оловянным солдатиком, что признается ныне произведением искусства.
В витринах можно увидеть уникальные каменные формы, в которых производилась отливка – она изготовлена из черного альпийского сланца. В музейном деле такой дар самого мастера музею – прецедент. Стол гравера со всем комплексом необходимых приспособлений – тисками, резцами, надфилями и прочими инструментами представлен тут же, в большой вертикальной витрине. Владение всеми этими, нехитрыми, на первый взгляд, предметами – высокая техника, которой обладают сегодня не более полутора десятка мастеров во всем мире… Работы Владимира Нуждина хорошо известны в Европе и за океаном: они не раз получали признание на международных конкурсах и салонах. Но самое главное − они находятся в экспозициях и фондах таких музеев, как Эрмитаж, ГМЗ Царское село, Центральный музей Вооруженных сил России, Национальная Дрезденская галерея, Прадо, музей национальных инструментов Шотландии в Эдинбурге и многих других музейных хранилищ, так что знакомство с выставкой «Тайная жизнь оловянных солдатиков. Альпийский поход А.В. Суворова» в стенах мемориального музея на Кирочной можно считать прикосновением не только к славной истории российских военных побед, но и к мировой художественной культуре. |