|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Люди, добровольно отказавшиеся менять мир

Фото предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Люди, добровольно отказавшиеся менять мир
Екатерина Омецинская // 22.04.22

Актуальность постановки Андрея Прикотенко «Серотонин», появившейся в текущем сезоне в афише театра «Приют комедианта», с каждым днем только возрастает. И все потому, что поднятые в одноименном французском романе проблемы ныне захлестывают мир.

«Серотонин» – это не просто название седьмого по счету романа гонкуровского лауреата Мишеля Уэльбека. Это и наименование одного из важнейших для организма человека нейромедиаторов, т.е. вещества, участвующего в передаче нервного импульса. Подробно рассказывать о локации, в которой работает серотонин, непосвященным в устройство нервной системы людям бесполезно (они только нервничать начнут). А вот сказать, что именно в ней рождаются наше хорошее настроение и ощущение удовольствия, просто необходимо. Если упомянутого медиатора вырабатывается недостаточно, – беда. «Гормон счастья» – название для серотонина, конечно, пафосное, но если за счастье принимать удовлетворенность жизнью и уверенность в себе… Вот и выходит, что откровенный разговор в романе Уэльбека и спектакле Прикотенко крутится вокруг главной проблемы человечества: «Что нужно для счастья?». Ответ известен давно: только не бездействие.

В многонаселенной постановке, художником которой является Ольга Шаишмелашвили, задействованы всего трое актеров. Главный герой Флоран-Клод Лабруст, несмотря на французское гражданство, в исполнении Ивана Волкова становится невероятно узнаваемым персонажем – из разряда онегиных. Вальяжен, образован, не глуп, явно состоятелен, остроумен и самоироничен, начитан, склонен к аналитике и объективному восприятию мира, но ведет довольно однообразное существование, не стремится к ответственности, пресыщен жизнью, скучает. Последнее состояние становится перманентным и переходит в затяжную депрессию: любовь, работа, само существование не приносят герою радости. Безрадостного Лабруста, недовольного еще и наступающей на Европу глобализацией, все время тянет в прошлое, кажущееся прекрасным. В попытках вернуть эмоции и людей из былого он ищет хотя бы намека на ушедшее счастье (а может быть, время?). Но врачи пичкают его антидепрессантами, регулирующими уровень серотонина, и Лабруст окончательно теряет оставшиеся эмоции, приобретает новые проблему со здоровьем, но со стороны выглядит все таким же рассудительным и… абсолютно бездеятельным говоруном. С учетом набеленного лица артиста и гофрированного воротника времен Шекспира на его шее перед зрителями – живой труп, да и только.

В отличие от Волкова артистам Софии Никифоровой и Олегу Рязанцеву достаются в постановке по несколько ролей. Никифорова являет зрителям сразу шесть ярких эпизодических женских персонажей – от возлюбленных героя до проходных лиц женского пола. Три действующих лица в спектакле приходятся и на долю Рязанцева, удивительная актерская природа которого совмещает в себе комическое и трагическое начала. При этом образ Доктора Рязанцев выводит почти индифферентно, порой вставляя лишь одну-другую ироничную ноту. Этот «прекрасный врач» тоже изношен эмоционально и абсолютно равнодушен к ищущему у него помощи Лабрусту. Впрочем так же равнодушен к нему его собственный психиатр, врач врача, назначающий коллеге такие же препараты, регулирующие уровень серотонина.

Аналогичная беда «доедает» и неврастеника Эмерика, приятеля Лабруста не только по студенчеству, но и по несчастью. Но его роль Рязанцев так проживает на сцене, что все то, что еще минуту назад казалось в нем зрителям невероятно смешным, может обернуться ужасающим. Острое понимание того, что находящиеся в диалоге на сцене люди не собираются как прогибаться под изменчивый мир, так и менять его волевым решением, стоит дорогого. В большой степени острота этого понимания достигается приемом, характерным для Прикотенко. «Серотонин» – спектакль интонационный, глубокий и при внешней ироничности – страшный. Еще в своих ранних работах (вспомните хотя бы «Слугу двух господ») режиссер придавал большое значение интонациям героев, являющимся, по сути, индикатором внутреннего состояния героев, их настроя. Пожалуй, трудно назвать еще одного петербургского постановщика, столь ювелирно расставляющего интонационные акценты, определяющие главное в характерах персонажей и подчеркивающие основные мысли постановок.

Спектакль страшен не только безвольным и бесчувственным спокойствием цинично-ироничного Лабруста-Волкова, ищущего постоянно способа вернуть острое ощущение жизни, но и уровнем обобщения проблемы. Потому что проблема героя – это не частная проблема пациента, загнанного в порочный круг. Проблема героя – это проблема Старого и Нового Света, изведавших благодаря принадлежности к обществу потребления все мыслимые и немыслимые удовольствия, разучившихся радоваться простым и естественным вещам, искусственно (и медикаментозно) подстегивающих свои ощущения. Как результат – потеря людьми смыслов, сути, функций.

В финале спектакля постоянно присутствовавший на сцене и успешно функционировавший рояль – условный символ гармонии – растаскивается на куски: гармония разрушена. И продолжает разрушаться руками тех, кто изо всех сил отказывается признавать, что виной глобального дисбаланса и одновременно главным пострадавшим является человек, отказывающийся менять этот мир. Такой человек как Лабруст, как Эмерик, как мы с вами…
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33151

//  Культура
  Премьера спектакля «Царь-рыба»
  «Арлекин» уже близко
  Премьера спектакля «Ретро»
  Риск – благородное дело молодых
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
«Арлекин» уже близко
15 апреля в Петербурге стартует XXI фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», в рамках которого вновь состоится вручение одноименной Российской Национальной театральной премии.
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Город
Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru