|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Спели Чехова как надо
Фото: Виктор Васильев.
Спели Чехова как надо
Екатерина Омецинская // 01.10.24

В музыкальном театре «Зазеркалье» состоялась премьера: оперу композитора Игоря Рогалева «Ванька Жуков и Монтигомо Ястребиный Коготь» поставили и исполнили под руководством мастера ученики текущего курса н.а. России Александра Петрова.

«Зазеркалье», как и еще несколько петербургских театров, давно уже является базой для студентов РГИСИ. Дипломные спектакли мастерской руководителя театра, Александра Васильевича Петрова, профессора кафедры эстрадного искусства и музыкального театра, здесь часто сразу являют широкой зрительской аудитории. Не стала исключением и опера по Чехову, воплощенная на сцене «Зазеркалья» молодыми режиссерами Вероникой Ищенко и Дарьей Косенко-Вишневецкой. Педагоги курса, выпускники которого уже скоро пополнят театра страны и, возможно, Петербурга, Кирилл Костромин и Ольга Фурман – действующие вокалисты, входящие в труппу театра на улице Рубинштейна. Тоже ученики Петрова. В этом – один из творческих секретов успешности новорожденного спектакля: все в стенах «Зазеркалья» говорят на одном музыкальном языке.

Идеологом возникновения оперы, соединившей два самых трогательных чеховских рассказа «Ванька» и «Мальчики», стал известнейший петербуржец, сценарист, поэт и артист Вадим Жук. Крепкое либретто создал сам Петров, поступивший по отношению к чеховской прозе весьма уважительно. Во времена, когда слово автора в театрах порой не ставят ни во что, смешивая его и оригинальных героев в крутые современные замесы, в «Зазеркалье» интеллигентно разложили известные рассказы на два действия, коротко, но внятно заявив главных персонажей «Мальчиков» в первом действии, посвященном истории Ваньки Жукова.

Композитор Игорь Рогалев, являющийся действующим профессором Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, не впервые обращается к чеховским произведениям. В музыке премьеры «Ванька Жуков» им отображена сама суть ироничной, но человеколюбивой прозы писателя, сохранены и усилены чеховское нежное отношение к героям, изящество и лаконичность формы высказывания. Объединяющим оба действия началом становится тема Рождества как времени надежд и ожиданий, облеченная в музыку. И дело здесь даже не в иконе Богородицы, в самом начале спектакля находящейся посередине сценической площадки (сценография Алексея Левданского). Прекрасно исполненные начинающими артистами возвышающие душу рождественские песнопения начинают и завершают произведение Рогалева. Божественная тема – сквозная для спектакля: когда она затрагивается героями, благодаря художнику по свету Александру Рязанцеву сцену заливает удивительно теплый золотистый свет, сходящий на персонажей подобно благодати. В этом волшебном, словно согревающем всех находящихся на подмостках свете, песнопения, обращенные к небу, переводят довольно жесткие по их финалам рассказы в разряд рождественских – дарующих надежду…

Однако есть в опере и запоминающаяся «светская» мелодия: лейтмотивом здесь становится тема российских просторов («Письмо, в пути скорей лети…»). Представляет ее ямщик-почтарь, в итоге выкинувший на снег Ванькино безадресное послание «на деревню дедушке». Исполнитель партии ямщика Сергей Ваганов помимо сильного и глубокого голоса является обладателем драматического дара. Он создает образ добродушного российского мужика, искреннего как в деле – попытке найти адресата, так и в досаде, возникающей у него из-за невозможности исполнить свои обязанности.

Впрочем, вокал, запоминающийся наравне с созданными характерами, демонстрируют тут буквально все артисты. Не оставляет равнодушным зрителей беззащитный, голосистый сирота Ванька-Елизавета Майданова. Отвратительны в своем самоуправстве Сапожник-Иван Красавцев и Жена Сапожника-Екатерина Каурова: музыка, под которую они с подмастерьями словесно и физически измываются над безропотным мальчишкой, исполнена агрессии и тревожности. Но и на этих жестокосердых людей нисходит с небес золотой сияние при первых звуках рождественского колокольного звона, на который они откликаются молитвой. Знать, не потерянные еще, быть может, для Бога единицы… Забавна стайка деревенских девушек, вместе с дедом Константином Макарычем (эта партия досталась Кириллу Костромину) поющих колядки, но так и не сумевших дать точный ответ ямщику, который искал не указанного на конверте по имени адресата.

Чудесно во втором действии трио сестер незадавшегося путешественника Володи (Антон Хомяков) – Маша (Елизавета Алексеева), Ольга (Анастасия Янюшкина) и задира Ирка (Елизавета Майданова). Каждая исполнительница создает свой, отличный от других сестер образ при запоминающемся вокале (хотя особо, конечно, хочется отметить игру, силу и тембр голоса Алексеевой). Нелеп старающийся впечатлить трех девиц романтически настроенный гимназист Чечевицын-Артем Мисаженков (стилизованная музыкальная тема, сочиненная Рогалевым для рассказа героя о романтике американских прерий – еще один запоминающийся момент новой оперы). Примечателен также дуэт добрейших и гостеприимнейших Отца (Евгений Кузнецов) и Матери Володи (Анна Григорьева), характерна Мать Чечевицына – Анна Дугина, забавная дама, явно привыкшая к выкрутасам непутевого и картавого сына…

Спектакль наполненный костюмами, созданными по эскизам художника Стефании Граурогкайте, невероятно динамичен. Почти мгновенна смена места действия, достигаемая внезапным появлением/исчезновением отдельных предметов или трансформацией немногочисленных элементов декорации. Постановка словно идет за музыкой, непрерывно льющейся со сцены единым мелодичным потоком. Музыкальный руководитель и дирижер постановки Аркадий Штейнлухт – недавний юбиляр, вложивший в спектакль немало своего нелегкого труда.

В качестве резюме можно сказать, что в «Зазеркалье» состоялось рождение полноценной по умелому сочетанию драматургического материала, музыки и исполнения оперы для детей. В огромной степени произошло это благодаря результативному творческому союзу профессионалов, умудренных опытом, с их учениками, у которых впереди целая жизнь. Которая обязательно будет успешной – при условии, что они никогда не изменят тщательно прививаемым им мастерству и музыкальному вкусу.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33581

//  Культура
  Старая сказка в новых обстоятельствах
  Ради будущего театра
  Вечера-концерты «Диалог искусств»
  «Наследники ленинградской школы живописи». Анна Корнильева, Вера Егошина, Илья Овсянников
  Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
  В прокат выходит фильм «Вопль»
  Премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины»
  Благотворительный Новый год в Севкабель Порту
  В ожидании ничего
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Город // Севкабель Порт украсил Каток у моря ко Дню всех влюбленных
  Культура // Вечера-концерты «Диалог искусств»
  Культура // «Наследники ленинградской школы живописи». Анна Корнильева, Вера Егошина, Илья Овсянников
  Культура // Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»
  Культура // В прокат выходит фильм «Вопль»
  Культура // Премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины»
    //  Ленинградская область
  Туризм // Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
  История // Ивангородская крепость
  История // Батарея Линнасаари
  Культура // «Золотой Трезини» в Старой Ладоге
  Культура // В Выборском замке показали стеклянный лифт
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Старая сказка в новых обстоятельствах
В Театре эстрады им. А.И. Райкина – премьера: спектакль для детей «Сказ-Карабас» в постановке Юрия Гальцева. Почти ничего общего со сказкой про Буратино в истории с Большой Конюшенной нет. Это чисто театральный сюжет, дающий зрителям возможность взглянуть на артистов не только из зала, но и словно из кулис.
//  Культура
  Ради будущего театра
//  Культура
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
//  Культура
  В ожидании ничего
//  Культура
  Одна из неюбилейных встреч
//  Город
В Пулковском парке неожиданно проявился «дух места»
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  День полного освобождения Ленинграда от фашистский блокады
На фото - бойцы на фоне Среднерогатского дворца. Ныне - площадь Победы
//  Город
  На Фонтанке
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Урания в снегу
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  В Петербурге выпал снег
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru