«Зазеркалье», как и еще несколько петербургских театров, давно уже является базой для студентов РГИСИ. Дипломные спектакли мастерской руководителя театра, Александра Васильевича Петрова, профессора кафедры эстрадного искусства и музыкального театра, здесь часто сразу являют широкой зрительской аудитории. Не стала исключением и опера по Чехову, воплощенная на сцене «Зазеркалья» молодыми режиссерами Вероникой Ищенко и Дарьей Косенко-Вишневецкой. Педагоги курса, выпускники которого уже скоро пополнят театра страны и, возможно, Петербурга, Кирилл Костромин и Ольга Фурман – действующие вокалисты, входящие в труппу театра на улице Рубинштейна. Тоже ученики Петрова. В этом – один из творческих секретов успешности новорожденного спектакля: все в стенах «Зазеркалья» говорят на одном музыкальном языке.
Идеологом возникновения оперы, соединившей два самых трогательных чеховских рассказа «Ванька» и «Мальчики», стал известнейший петербуржец, сценарист, поэт и артист Вадим Жук. Крепкое либретто создал сам Петров, поступивший по отношению к чеховской прозе весьма уважительно. Во времена, когда слово автора в театрах порой не ставят ни во что, смешивая его и оригинальных героев в крутые современные замесы, в «Зазеркалье» интеллигентно разложили известные рассказы на два действия, коротко, но внятно заявив главных персонажей «Мальчиков» в первом действии, посвященном истории Ваньки Жукова.
Композитор Игорь Рогалев, являющийся действующим профессором Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, не впервые обращается к чеховским произведениям. В музыке премьеры «Ванька Жуков» им отображена сама суть ироничной, но человеколюбивой прозы писателя, сохранены и усилены чеховское нежное отношение к героям, изящество и лаконичность формы высказывания. Объединяющим оба действия началом становится тема Рождества как времени надежд и ожиданий, облеченная в музыку. И дело здесь даже не в иконе Богородицы, в самом начале спектакля находящейся посередине сценической площадки (сценография Алексея Левданского). Прекрасно исполненные начинающими артистами возвышающие душу рождественские песнопения начинают и завершают произведение Рогалева. Божественная тема – сквозная для спектакля: когда она затрагивается героями, благодаря художнику по свету Александру Рязанцеву сцену заливает удивительно теплый золотистый свет, сходящий на персонажей подобно благодати. В этом волшебном, словно согревающем всех находящихся на подмостках свете, песнопения, обращенные к небу, переводят довольно жесткие по их финалам рассказы в разряд рождественских – дарующих надежду…
Однако есть в опере и запоминающаяся «светская» мелодия: лейтмотивом здесь становится тема российских просторов («Письмо, в пути скорей лети…»). Представляет ее ямщик-почтарь, в итоге выкинувший на снег Ванькино безадресное послание «на деревню дедушке». Исполнитель партии ямщика Сергей Ваганов помимо сильного и глубокого голоса является обладателем драматического дара. Он создает образ добродушного российского мужика, искреннего как в деле – попытке найти адресата, так и в досаде, возникающей у него из-за невозможности исполнить свои обязанности.
Впрочем, вокал, запоминающийся наравне с созданными характерами, демонстрируют тут буквально все артисты. Не оставляет равнодушным зрителей беззащитный, голосистый сирота Ванька-Елизавета Майданова. Отвратительны в своем самоуправстве Сапожник-Иван Красавцев и Жена Сапожника-Екатерина Каурова: музыка, под которую они с подмастерьями словесно и физически измываются над безропотным мальчишкой, исполнена агрессии и тревожности. Но и на этих жестокосердых людей нисходит с небес золотой сияние при первых звуках рождественского колокольного звона, на который они откликаются молитвой. Знать, не потерянные еще, быть может, для Бога единицы… Забавна стайка деревенских девушек, вместе с дедом Константином Макарычем (эта партия досталась Кириллу Костромину) поющих колядки, но так и не сумевших дать точный ответ ямщику, который искал не указанного на конверте по имени адресата.
Чудесно во втором действии трио сестер незадавшегося путешественника Володи (Антон Хомяков) – Маша (Елизавета Алексеева), Ольга (Анастасия Янюшкина) и задира Ирка (Елизавета Майданова). Каждая исполнительница создает свой, отличный от других сестер образ при запоминающемся вокале (хотя особо, конечно, хочется отметить игру, силу и тембр голоса Алексеевой). Нелеп старающийся впечатлить трех девиц романтически настроенный гимназист Чечевицын-Артем Мисаженков (стилизованная музыкальная тема, сочиненная Рогалевым для рассказа героя о романтике американских прерий – еще один запоминающийся момент новой оперы). Примечателен также дуэт добрейших и гостеприимнейших Отца (Евгений Кузнецов) и Матери Володи (Анна Григорьева), характерна Мать Чечевицына – Анна Дугина, забавная дама, явно привыкшая к выкрутасам непутевого и картавого сына…
Спектакль наполненный костюмами, созданными по эскизам художника Стефании Граурогкайте, невероятно динамичен. Почти мгновенна смена места действия, достигаемая внезапным появлением/исчезновением отдельных предметов или трансформацией немногочисленных элементов декорации. Постановка словно идет за музыкой, непрерывно льющейся со сцены единым мелодичным потоком. Музыкальный руководитель и дирижер постановки Аркадий Штейнлухт – недавний юбиляр, вложивший в спектакль немало своего нелегкого труда.
В качестве резюме можно сказать, что в «Зазеркалье» состоялось рождение полноценной по умелому сочетанию драматургического материала, музыки и исполнения оперы для детей. В огромной степени произошло это благодаря результативному творческому союзу профессионалов, умудренных опытом, с их учениками, у которых впереди целая жизнь. Которая обязательно будет успешной – при условии, что они никогда не изменят тщательно прививаемым им мастерству и музыкальному вкусу. |