На заседании Совета по инвестициям при петербургском правительстве была озвучена идея организации платных парковочных мест в центре города. Генеральный директор СПбГБУ "Центр транспортного планирования Петербурга" Рубен Тертерян сообщил, что согласно Концепции, за 2 года планируется оборудовать в центральной планировочной зоне города более полусотни тысяч парковочных мест. Определена и базовая плата – 50 рублей в час, а средняя заполняемость планируется 65%. В центре города для реализации концепции предусмотрены 4 основные зоны, где оплата будет варьироваться от базовой с разным разбросом увеличения. С 2014 года в Центральном районе предполагается создать около 20 тыс. парковок, с 2015 года - в плане Адмиралтейский район с 15 тыс. парковок, Василеостровский район с 15 тыс. парковок, и столько же в Петроградском районе. Подсчеты специалисты проводили исходя из емкости геометрического пространства, которая была зафиксирована в ходе исследований и замеров.
По словам Тертеряна на реализацию проекта потребуется 4,9 млрд рублей инвестиций. Предполагается, что для воплощения в жизнь концепции будет организовано государственно-частное партнерство. В случает успеха проекта уже через 5 лет он окупится и город сможет дополнительно зарабатывать до 15 млрд рублей ежегодно.
Согласно исследованиям, проводимым Центром в Санкт-Петербурге, на тысячу горожан приходится уже 300 автомобилей, а объем перевозок общественным транспортом неуклонно сокращается, спрос на парковки превышает предложение в полтора раза. Более того, по прогнозам в 2020 году на 1000 петербуржцев будет приходиться 380 авто. Уже сейчас даже 51% учащихся города – студентов и аспирантов, уже пересели на автомобили, при этом нуждаются в 4-6 часах парковки машины ежедневно.
Припаркованные вдоль улиц автомобили уменьшают эффективную ширину проезжей части. Это снижает пропускную способность улиц в среднем на 25 – 30%. Особенно это касается тех машин, которые больше 4 часов стоят на одном месте. Это в основном люди, которые приехали утром на работу и вечером едут домой. Из-за них те, кто приезжают в центр на короткое время не могут припарковаться. Как утверждает Тертерян, это приводит к потере около 2 тысяч человеко-дней в сутки – люди в среднем от 7 до 12 минут вынуждены ездить кругами по кварталу в поисках свободного места. "Мы стремимся к тому, чтобы те, кто использует автомобиль лишь для поездки на работу и обратно, пересели на общественный транспорт", - поясняет специалист.
Чтобы еще более мотивировать автовладельцев к решению вопроса о целесообразности использования личного транспорта, авторы проекта предлагают ввести дифференцированную систему тарифов, в зависимости от длительности парковки. Например, на первые два часа тариф будет базовым, а потом начнет повышаться, причем серьезно. Так, через 4 часа он может повысится до 350 рублей за час, то есть станет, по сути, запретительным. Мысль проста - движущийся автомобиль меньше затрудняет дорожную обстановку, чем стоящий, и при новом подходе легче жить станет тем, кто приезжает в центр в театры, музеи, магазины и разного рода организации на короткое время. Таких людей гораздо больше, чем тех, кто ездит только на работу и обратно.
Предполагается, что платные парковки, впрочем, не будут действовать круглые сутки, а только в рабочее время, например с 9 утра до 19 вечера. А с 19 часов до 9 утра парковка вообще будет бесплатной. Но это тоже будет определено позже. Как и тарифная сетка, и размер штрафов. Авторы концепции предлагают сделать средний штраф 2,5 тысячи рублей. Окончательно финансовые параметры наверно будут утверждаться распоряжением правительства или законом Петербурга. Тем, кому положены льготы, тарифы будут, конечно, снижены.
Впрочем, есть и те, кто не приветствует подобную инициативу. Точнее предлагают более радикальные меры. Глава комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Александр Макаров выразил сомнение, что в центральной части города необходимо до 15 - 20 тыс парковочных мест. По мнению Макарова, наоборот, следует ограничить въезд автотранспорта, в том числе и личного, в исторический центр города, а парковки "приемлемы на стыках города и пригородов".
Есть разночтения и в системе начисления платы и штрафов. В Москве это специальный транспорт, который считывает номера машин, теряясь при обнаружении пакета на номере. Другой вариант - камеры наружного наблюдения. Но и у них есть свои минусы - их придется чистить после выпадения даже легкого снежка.
В итоге было решено о проведении обсуждения проекта концепции в более широким кругу специалистов и заинтересованных граждан. Губернатор Петербурга отметил, что необходимо "сделать так, чтобы жители тоже смогли обсудить концепцию". Предполагается, что обсуждение продлится два месяца – с горожанами и экспертным сообществом, предложения аккумулируются в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, ну а затем с их учетом Концепция будет вынесена на заседание городского правительства. |