Поводом для этой выставки стала педагогическая деятельность Кузьмы Сергеевича Петрова, преподававшего не только в стенах Академии художеств, именовавшейся в годы жизни художника, пришедшиеся на советскую власть, несколькими почти непроизносимыми аббревиатурами, но и до этого, начиная с 1910 года, в частной школе Званцевой, которая подарила России и миру когорту прекрасных рисовальщиков и живописцев, большинство имен которых, увы, неизвестны широкому кругу посетителей Русского музея. Вот для них-то выставка станет настоящим открытием.
Школа Званцевой в начале ХХ века была хорошо известной, даже модной в Петербурге-Петрограде. И Петрова-Водкина в качестве преподавателя в нее привел в 1910 году сам Леон Бакст (выставка, посвященная его творчеству, уже проходила в этом году в Русском музее). Брали в эту школу всех желающих обучиться живописи и способных оплатить не самое дешевое обучение, так что среди выпускников были и такие художники, в активе которых числится одно-два произведения. Но были в этом кругу и настояшие, большие мастера, гордо пронесшие свое ученичество у Петрова-Водкина, принадлежность к его художественной системе через десятилетия творчества…
Для профессионалов и знатоков живописи экспозиция, развернутая в четырех залах корпуса Бенуа Русского музея станет возможностью воочию проследить сходства и различия в манере и стилях учителя и его учеников. А обычные посетители музея обязательно восхитятся буйством красок и необычными художественными экспериментами с пространством на многих полотнах (последние даже специально собраны в отдельном зале).
Как говорит Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, выставка эта является только началом новых методологических подходов научных сотрудников ко всему творчеству начала 20-х – конца 30-х годов ХХ века (к этому временному отрезку относится подавляющее большинство произведений, представленных в экспозиции).
Ведущий научный сотрудник Русского музея и куратор выставки «Круг Петрова-Водкина» Ольга Мусакова утверждает, что идея выставки не нова: Русский музей еще с 80-х годов начал собирать произведения учеников и последователей Петрова-Водкина в свою коллекцию и осваивать пласт советских художников 20-30-х годов. «Задача новой выставки двоякая, - говорит Мусакова. - С одной стороны – подтвердить, сколь велико было явление, которое называется «Петров-Водкин», оказавшее огромное влияние на тенденции искусства ХХ века. А с другой стороны – показать срез эпохи, открыть новые, незаслуженно забытые имена учеников ВХУТЕМАС, показать как явление «званцевцев». Кто-то скажет, что величины талантов несоизмеримы, но Петров-Водкин стал той звездой, в свете которой рождались таланты новые, часто непохожие на своего учителя. И здесь много имен, охарактеризовать которые можно выражением «жизнь, оборванная на полуслове».
Открывает выставку в корпусе Бенуа картина самого Кузьмы Сергеевича «Изгнание из рая». Но именно работы учеников, среди которых были Елена Аладжалова, Раиса Котович-Борисяк, Надежда Лермонтова, Фавста Шихманова, Юлия Оболенская, Владимир Малагис, Михаил Вернов, Татьяна Купервассер, Вячеслав Пакулин, Михаил Носков, Павел Голубятников, Владимир Дмитриев, Леонид Чупятов и другие, забирают на себя все внимание.Какие-то из них почти «дословно цитируют» цветовую гамму и манеру учителя, какие-то созданы в стиле, близком к мастеру. Главное, выставка дает ощущение погружения во время, скудость быта и мрачность событий которого (у многих из представленных художников именно в 20-30-е годы трагически оборвалась жизнь), требовали неистовой компенсации цветом и необычностью образов. Безудержно алый, фантастический ультрамарин, изумрудный зеленый, оглушительные оттенки желтого – это лишь некоторые из порой неподлежащих определению цветов, живущих на полотнах живописцев, перенявших у своего учителя, пожалуй, главное для художника качество – смелость.
Екатерина Омецинская |