Вот и недавняя премьера – спектакль «Где зарыта собака» из разряда тех, которые и смотреть интересно, и задуматься не вредно о том, где же зарыта эта самая собака? И нужно ли искать эту самую собаку. Ведь, как говорит сам Слаповский – «Настоящий театр, конечно, не на сцене, а в головах людей. Я всю жизнь кружусь вокруг этого Театра Воображения, разными способами пытаясь его выразить».
Способ выражения Алексея Слаповского, очевидно, очень близок актеру и режиссеру Сергею Пускепалису, в чьей постановке мы увидели отличную премьеру Театра Комедии. Эти два человека не могли не встретиться, ведь они оба исповедуют один и тот же Театр Воображения, в котором играют реальные актеры, но читаем мы свои собственные, отнюдь не воображаемые судьбы. Увидеть себя в прекрасной актрисе Елене Руфановой могут многие и многие женщины, для которых никогда не умрет надежда встретить того самого, кто и плечо подставит и не надоест никогда, потому что с ним интересно. Ну, а мужчины узнают себя в удивительно точном и филигранном актере Дмитрии Лебедеве, те мужчины, которые хоть и не решаются сделать первый шаг навстречу, но уж если этот шаг сделан, то ничто не заставит их отступить. Порой этот спектакль похож на популярные тренинги самооценки, которые проигрывают разные варианты развития событий. Но в том и фокус драматургии Слаповского, что это не ловко и умело смоделированная канва, а реальная история мужчины и женщины, которая не устареет никогда, - вот где собака зарыта. Вы можете быть такими, - словно предсказывает автор, - но чаще всего вы – вот такие, чуть нелепые, чуть трусливые, чуть нерешительные, или наоборот, нахрапистые и хамоватые. Для Театра Комедии – это отличный опыт другого театрального языка, другая колея.
Впрочем, Алексей Слаповский уже представлял свой «Мой вишневый садик» - оригинальный чеховский парафраз, ироничный и тонкий, нисколько не умаливший Антона Павловича, а наоборот, реинкарнировавший великого и вечного, - парафраз, который блестяще воплотила Татьяна Казакова в 1997 году, открыв по сути нам нового театрального автора, дефицит которых, очевидно, никогда не исчезнет. Новый текст Алексея Слаповского требует и новый ключик к этому ларчику. Ключик постановщиком Пускепалисом подобран точно, ларчик не взломан, а открыт изящно и изобретательно – Гришковец, как говорится, нервно курит в сторонке…
Зоя КРАВЧУК |