|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
«Что остается после нас?»
Фото: Надежда Борисовская

Бал воров. Сцена из спектакля
«Что остается после нас?»
Евгений Соколинский // 30.03.19

Следом за ануевским «Нас обвенчает прилив» («Ромео и Жанетта») в Молодежном театре на Фонтанке последовала версия еще одной пьесы Ж. Ануя в Театре музыкальной комедии. «Бал воров» в отличие от «Ромео и Жанетты» шел довольно часто по России. Он легкий, насмешливый. Автор обозначил жанр пьесы как «комедия-балет». Почему бы не показать ее в музыкальном театре? Но Театр музкомедии не первопроходец. В 2003 году «Бал воров» ставился Театром Буфф (постановка И. Штокбанта на музыку В. Успенского).

Нынешний мюзикл «Бал воров» родился трудно, не с первой попытки. Первоначально идею предложил Геннадий Тростянецкий. Он задумал драматическую историю, визуально, в манере французских импрессионистов. Были написаны стихи Михаилом Бартеневым и музыка уральцем Александром Пантыкиным. Увы, создатели мюзикла гармонии не достигли. Тростянецкий выпал из трио. Но театр не может выбросить в корзину плоды годичного труда. Место режиссера занял московский постановщик Андрей Житинкин.

Он никогда не ставил ни опер, ни оперетт, хотя со свойственной ему скромностью однажды признался в интервью: «Такой широкой палитры, как у меня, нет ни у кого». Житинкин действительно пестр в своем выборе: от Уайльда до Хакамады. Слывет эпатажником и авангардистом. О самом себе выпустил книжечку «Плейбой московской сцены» (2003). Приближаясь к шестидесятилетию, он стал менее «плейбоистее». Почему бы ему и не поставить на скорую руку Ануя?

Единственное, что сближает спектакль со столичной светской жизнью, это оформление и костюмы известного московского кутюрье Андрея Шарова. Правда, особого шика и оригинальности в них не заметишь. Антураж, как ни странно, приближается к «Приливу». То же море, юг Франции, пальмы и кипарисы. Только в отличие от «живого» моря Александра Орлова у Александра Шарова волны неподвижны и забавно стоят торчком. А посреди них – «парус одинокий». Хор поет: «Мы терпеливо ожидаем прилива». Хотя почему? Никто, вроде, топиться не собирается. Кстати, у Ануя действие происходит на курорте Виши, где нет ни моря, ни пальм.

Природа проявляет себя в спектакле жуткой грозой, обещающей бурные события. Чем-то это напоминает грозы и ливневые дожди в «Иоланте», последней премьере А. Жолдака.

В «Бале воров», как и в «Жанетте», поступки героев непредсказуемы. Воры меняют маски, но и «порядочные» граждане тоже постоянно блефуют. В конце концов, все оказываются симпатягами (или должны оказаться). Парочка свадеб вопреки всему венчает представление. Но в Молодежном Спивак следует оригиналу и вместе с актерами оправдывает условные драматургические ходы автора. Про Андрея Альбертовича Житинкина, народного артиста России, его поклонница Марина Райкина пишет в своей книге: «Он один из немногих режиссеров, кто не притворяется в своей любви к артистам». Вот молодец какой! Действительно, не притворяется. Актеры Музкомедии, очевидно, были предоставлены самим себе и делают то, что привыкли изображать в штампованных постановках «Мариц», «Сильв» и «Мистеров Икс». То есть на сцену выходят типовые герои классических оперетт с манерностью, «светскостью» и мелодраматизмом; отставленными ручками (у женщин), идиотизмом (у мужчин) и т.д. Совершенно из другой, не ануевской, стилистики, Светлана Лугова (леди Хэф). Доблестная дама мечтает «удрать из золотой клетки». Очень трогательно! У бедных инженю Анастасии Лошаковой/Жюльетт и Елизаветы Олисовой/Евы нет даже традиционного кальмановско-легаровского умопомрачительного каскадного танца. Не за что зацепиться в либретто, в мизансцене.

Александр Байрон (лорд Эдгар) напоминает в своей белой фуражке и кителе Остапа Бендера/Миронова, только без чувства юмора. Зато у других персонажей банальные «остроты» сыплются в либретто, как из ведра. В отличие от «Прилива», по поводу любовных переживаний замечают: «все эти чувства выдумал Шекспира». Соответственно циничному постулату себя и ведут. Попадается и «дефектный» Уайльд: «Жизнь не стоит, чтобы принимать ее всерьез» (у английского остроумца: «Жизнь слишком сложна, чтобы относиться к ней серьезно»).

Единственное, что, видимо, заботило режиссера, это полицейский, спускающийся с небес (как Швейк, Монфлери в спектаклях Александринки), юный вор-романтик, проезжающий по залу на мопеде. Ну, и конечно, «дерзкий» вызов власти, когда при аресте Петер (Александр Круковский) бросает в зал свежую остроумную фразу: «Главные воры обитают на самом верху». Аную подобные эстрадно-газетные обличения глубоко чужды. Он, по сути, аполитичен.

У Ануя непредсказуемость – в жанре изящного, комического абсурда. В известном смысле, «Бал воров» – пародийный вариант «Ромео и Жанетты». Добропорядочным Маме, Фредерику, Юлии из этой пьесы соответствуют леди Хэф, лорд Эдгар и богатые невесты Жюльетт с Евой в «Бале». Разгильдяям Папе, Люсьену, Жанетте – три жулика Петер, Гектор и Гюстав. Отец и сын Дюпон занимают промежуточное положение между светскими людьми и авантюристами.

Однако все персонажи в «Бале»-комедии более прихотливо перемешаны. Обманчивость каждого из действующих лиц носит игровой, маскарадный характер. Лорд Эдгар у драматурга объявляет вора Гюстава своим утраченным и внезапно обретенным незаконным сыном; племянница леди Хэф (опять таки Жюльетт) заявляет, что будет спать на газетке, при краже стоять на стреме и свистеть. В пьесе нет никакого «сю-сю», свойственного спектаклю. В постановке психологически необъяснимо поведение леди Хэф, которая пускает от скуки рецидивистов на свою виллу. В равной степени, не мотивировано возвращение награбленного юным Гюставом. Александр Леногов «перебежал» из Театра эстрады (Алджернон из «Искусства жениться» по О. Уайльду), благополучно не заметив парадоксальность британского и французского драматургов. Правда, ему «помогают» режиссер и кутюрье Шаров, нарядив в канареечный пиджак и розовые брючата. Во втором действии попугаистый наряд нового Ромео сменяется «воровским» комбинезоном.

Один Дюпон-сын (отличный каскадный комик Иван Корытов) пытается «выпрыгнуть» из своего амплуа, но при этом впадает в истерику, сообщив: «Я – полный дефолт». Наиболее достойно держится глава воровского триумвирата Петер Боно (Александр Круковский), получая удовольствие от перевоплощений в вульгарную продавщицу шезлонгов и солидного адмирала.

В постановке, явно, не сочетаются остатки первоначального замысла (из него – глубокомысленный финальный хор «Что остается после нас?» и первый монолог кларнетиста с непонятным надрывом) и пошлые шлягеры «А твой мужчина просто глина», «Только сердце по привычке стучит». В музыке Пантыкина дежурный вальс сменяется дежурным танго. Композитор щедро заимствует чужие мелодические обороты. Лишь массовый рок кордебалета (балетмейстер Владимир Романовский), рок Дюпонов «На Пятой авеню» вносят в вялое и глуповатое действие известную энергию.

На философский вопрос «Что остается после нас» после такого спектакля приходится ответить: «Ничего не остается, кроме сожаления и недоумения». Жалко пьесу, которая хороша, а теперь не имеет почти ничего общего с первоисточником. Для ее постановки нужен особый вкус и стиль. Жалко актеров, заслуживающих более ответственного режиссера.

Итоги каждого прихода в театр непредсказуемы. Хотелось бы чаще неожиданно радоваться.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32014

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Культура
  Архитектурные объекты Ленинградской области появятся в Москве
  На экскурсии по рекам и каналам можно попасть с большой скидкой
  Бесплатное посещение музеев
  Музей оптики в бывшем доме купцов Елисеевых
  Альберт Жалилов: «Целью была Победа»
  «Флора» Франческо Мельци
  Молодежный театр. Дилогия о любви
  КАРТИНА ЯН ГЭ «ТРОИЦА» ВОШЛА В ОСНОВНОЙ КОНКУРС ЮБИЛЕЙНОГО КИНОТАВРА
  Премия Курехина объявила музыкальные номинации
  В Санкт-Петербурге встречают весну вместе с «Кинопоэзией»
  //  Видеосюжеты
Петербургский гавот

SF 



//   События
//  Культура
11.06 - 25.08
    Выставка художника Валерия Полуновского «КАРТИНКИ ДЛЯ ТЕАТРА»
11.06 - 28.08
    Выставка к 30-летию театра "Особняк"
//  Спорт
03.08
    Серия забегов SAMSON RUN в ГМЗ “Петергоф”
//  Город
11.07 - 14.07
  Фестиваль GAMMA
//   Новости
  Общество // 29 июня пройдет благотворительная акция «Эспресс-помощь»
  Город // Во Всемирный день петербургского кота гостей ждут гоночные улитки, уроки кошачьей грации и зарядка для хвоста
  Общество // "Доброе сердце" поддержит "Старость в радость"
  Досуг // На дневную прогулку по рекам и каналам Петербурга можно отправиться со скидкой 55%
  Культура // На экскурсии по рекам и каналам можно попасть с большой скидкой
  Культура // Бесплатное посещение музеев



    //  Ленинградская область
  Культура // Архитектурные объекты Ленинградской области появятся в Москве
  Туризм // Озеро Донцо в Ленобласти с белым песком и лазурной водой
  Общество // «Добро пожаловать в Гатчину!»
  Экономика // Кировску – экологичный транспорт
  История // Выставка «Костел Святого Гиацинта. Забытая история»
//   Объявления
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Системный администратор unix-like, it-специалист
150 000 р.30.05
//  Город
Железнодорожная линия на Васильевском острове
Удивительно, но на Васильевском острове есть полноценная железная дорога!
//  Город
  Бриг «Россия» в этом году станет главным символом праздника выпускников «Алые паруса»
Главным символом грандиозного праздника выпускников «Алые паруса», который ежегодно проводится в Петербурге, станет новый отечественный корабль. Событие знаковое.
//  Город
  Какое будущее ждет СКК?
//  Культура
  Молодежный театр. Дилогия о любви
//  Культура
  Его Величество Актер
//  Досуг
Гроза на заливе
//  Спорт
  Гребцы на Невке
//  Город
  "Крошки мои, за мной!..."
Семейство лысух на Среднерогатском пруду
В XIX веке и в начале XX века лысуха была более редкой птицей в наших краях, чем в настоящее время...
//  Культура
  Музей оптики в бывшем доме купцов Елисеевых
Площадка музея оптики расположена на Васильевском острове в доме купцов Елисеевых, где до 2003 года находились лаборатории ИТМО.
//  Город
  Почему Красная Шейка не улетает?
На Среднерогатском пруду поселилась краснокнижная краношейная поганка



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru