Фестиваль «Балтийский кукловорот» был основан Государственным театром драмы и кукол «Святая крепость» в 2019 году. Неизменным президентом фестиваля является глава «Святой крепости», заслуженный деятель искусств России Юрий Лабецкий. Благодаря авторитету президента и неустанной организационной работе его команды на протяжении уже пяти лет «Кукловорот», несмотря на международные неурядицы и всевозможные ограничения, остается интернациональным. В сентябре 2024 года в Выборг помимо российских театров-участников приехали представители Мексики, Ирана и Китая.
Как всякий уважающий себя и зрителей фестиваль, «Кукловорот» представил выборжанам конкурсную и клубную программы, включившие в себя работу артистов со всеми известными видами кукол и спектакли самых разных форматов. Богатейший срез драматургических основ – от отечественного фольклора до мексиканского Праздника мертвых, иллюстрировал богатство, несхожесть и привлекательность культурных традиций и национальных обычаев. Впрочем выявилось на фестивале и взаимопроникновение разных культур: кукольники из Ирана, театр «Базисазан», привезли в Выборг современную фантазию по… Пушкину. В основе спектакля «Орел» – притча об орле и вороне, рассказанная Пугачевым Гриневу в «Капитанской дочке». Герой постановки, Самими – смертельно больной артист, умирающий во время своего последнего выхода на сцену, в исполнении иранца Насера Авиже, получившего награду «Лучшая работа актера», стал олицетворением истины о высоком служении театру.
Награда «Лучшая работа актрисы» досталась Марии Сторожевой за роли в спектакле «Холодное сердце» Кстовского театра кукол. Режиссер Вадим Смирнов решил одноименную классическую сказку как представление бродячей труппы, в состав которой входят актеры разных амплуа. Актриса-субретка Сторожевой внутри постановки искрометно исполняла еще две роли – Мамы и Стеклянного человечка.
Приз «Лучший актерский дуэт» получили московские артисты Елена и Владимир Моргачевы. Основанный ими негосударственный театр кукол «Шутик» представил в Выборге многонаселенный спектакль «Молитва о Томасине» (режиссер Владимир Моргачев) – слаженную и выверенную до мельчайших кукольных движений историю о любви, вере, гуманности и понимании.
Еще один прекрасный дуэт – Мария Овчаренко и Александр Мудряк, театр кукол «Котофей», привез из Москвы на фестиваль «Балтийский кукловорот» спектакль «Старосветские помещики», созданный известным отечественным театральным педагогом и режиссером Виктором Рябовым. Из богатой на описания гоголевской повести им была взята короткая схема «жили и умерли». Но одушевленные артистами в короткой постановке куклы Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича оказались настолько трогательны, подробны и точны, что задели сердце каждого в зрительном зале. Спектакль получил награду «Лучшее воплощение режиссерской концепции».
Не первый раз приезжал в «Святую крепость» и петербургский театр «Без занавеса» под руководством режиссера Юлии Моревой. Ее спектаклю «Я – дракон» был присужден приз «Лучшее художественное решение». Художник спектакля Анна Ковалева и художник по куклам Любовь Крючкова создали уютнейшее функциональное пространство для удивительной семьи кукол, каждый член которой забавно и мастерски персонифицирован.
«Особый приз жюри» уехал в Нижний Новгород, из которого родом театр кукол «Мабу». Спектакль нижегородцев «Горький. Детство» (режиссер Сергей Маврин) основан на прозе Максима Горького, совмещает в себе драматический и кукольный мир и рассказывает о том, как взаимоотношения в семье деда повлияли на формирование характера и взглядов писателя.
Приз хозяина фестиваля, Куки – смешного кукольного человечка в средневековом шутовском наряде, получил коллектив, прибывший в Россию из далекой Мексики. «Театр тысячи лиц» из Мехико показал площадной, уличный спектакль «Радость жизни», приуроченный к празднованию Дня мертвых – национальному дню почитания усопших, к которым в заокеанской стране относятся куда лучше, чем в иных странах к живым. Оживающие на площадке чета влюбленных, старушка, пес и главный герой – скелеты, но происходящие с ними события забавны и жизнерадостны: посмотришь и воистину уверуешь, что жизнь после жизни есть. Спектакль удостоен приза «Симпатия Куки».
Гран-при фестиваля «Балтийский кукловорот» получила постановка Шэньчжэньского театра кукольного искусства «Путь в тысячу миль». Режиссер Ма Юань и актер Хун Дзиньдяо рассказали историю становления артиста-кукольника, продемонстрировали технические возможности кукол и невероятный профессионализм действующего на сцене кукловода. Куклы в китайском спектакле сменяют лица и одеяния, танцуют, сражаются, летают, трансформируются, совершают различные действия, близкие мелкой моторике, и завораживают своей живостью. Спектакль констатирует не только высокий класс конструкторской мысли создателя кукол, но и наивысший класс кукловождения при уважительных взаимоотношениях кукловода и куклы. Сама же история про тысячу шагов близка к притче: стать мастером в своем деле можно только пройдя огромный путь, на котором ты постоянно постигаешь новое и совершенствуешься как профессионал. Огромную роль в жизни Артиста играет и его Учитель, уважая которого, необходимо стремиться к тому, чтобы превзойти Мастера. Красной нитью через спектакль, собранный из отдельных номеров, объединенных общей драматургией, проходит мудрость «Порядочность делает нас людьми на этой земле»…
Прочие участвовавшие в фестивальном конкурсе театры получили особые дипломы – каждый за определенные достоинства представленных ими спектаклей. Творческим открытием фестиваля стал независимый театральный проект Panama из Москвы со спектаклем «Улитка и кит» режиссера Наталии Степаненко. Синтез различных техник теневого театра, включая песочную анимацию, продемонстрировал театр теневых кукол «ТОХОТ» из Екатеринбурга в постановке «Аладдин» режиссера Сергея Черепанова. Точную характеристику персонажа Мама дала актриса Александра Юдина в спектакле «Город детства» петербургского театра «Три Четыре» (режиссер Арина Юдинцева). Поэтическим языком затронули педагогические начала творцы спектакля «Воробьишко» из Курганского театра кукол «Гулливер» (режиссер Наталья Красильникова). Очаровала зрителей и жюри целостностью и красотой таланта актриса Елена Смирнова, исполнившая главную роль в спектакле «Зойкина квартира» Оренбургского областного театра кукол (режиссер Вадим Смирнов). За пластическое решение образа Русалки награждена была актриса Ольга Ведерникова («Смерть Тарелкина», режиссер Вера Каратаева, Малый театр кукол, Санкт-Петербург).
Не обошли награды и участников клубной (внеконкурсной) программы. Организатор форума, театр «Святая крепость», показал зрителям и участникам два своих спектакля – «Винни-Пух и все-все-все» режиссера Арины Лабецкой и «Жили-были», постановку Татьяны Тушиной. Первый спектакль отмечен жюри за создание особого мира фантазии, второй – за сохранение национального культурного кода. За верность профессии был оценен ставропольский артист Григорий Гольдман, представивший публике моноспектакль «Театр», являющийся независимым проектом. За сценическое воплощение атмосферы детской игры диплом вручен петербургскому «Дому интермедий» за спектакль «Как сочиняется сказка».
Следующий, пятый «Балтийский кукловорот» пройдет в 2026 году. Остается надеяться, что его программа будет еще многообразнее, география – обширнее, а аудитория – больше. |